evg_ponomarev (evg_ponomarev) wrote,
evg_ponomarev
evg_ponomarev

Categories:

Ave Майя. Вечер в честь 90-летия со дня рождения М.М.Плисецкой.

19 ноября
Большой театр (Москва)
Пресс-показ

Пресс-показ создал в Большом театре потрясающую домашнюю атмосферу: мало публики, много знакомых лиц, солисты проходят мимо тебя и готовы разговаривать. Выставка в честь Плисецкой почти пустая, можно все рассмотреть и спокойно сфотографировать интересующие экспонаты (для меня такой неожиданной находкой стал небольшой портрет Плисецкой, написанный Борисом Шаляпином - сыном великого певца и известным в эмиграции портретистом. Не знал, что он писал Плисецкую). Режиссер концерта Андрис Лиепа очень вежлив с публикой: постоянно просит прощения за то, что что-то еще не подогнано, не совсем на уровне и рассказывает, что планируется на следующий день изменить.
Программа концерта составлена самой Майей Михайловной. У нее все в жизни потрясающе - и это тоже: концерт памяти великой балерины сформирован ею самой. Очень жаль, что она не дожила каких-то полгода до 90-летия, но концерт, несмотря ни на что, будет. Режиссер постарался создать ощущение живой Плисецкой: кинопленки с ее танцем постоянно проецируются на сцену, иногда прямо во время танца (детская музыкальная школа имени Плисецкой из Тольятти под вальс Глазунова), после каждой балетной вариации появляются фотографии Плисецкой в этой же партии, Илзе Лиепа читает со сцены мемуары великой балерины и, наконец, по окончании вечера Плисецкая, почти как живая, танцует на сцене Большого "Болеро" Равеля.

В первом отделении концерта балерины - в основном из Большого театра - исполнили вариации из самых знаменитых ролей Плисецкой (Китри, Раймонда, Маша из "Щелкунчика", Зарема, Лауренсия, Аврора, Одиллия). Ни у кого не получалось, как у Плисецкой. Мария Александрова с каким-то отчаянием танцевала вариацию Китри из 1 акта "Дон Кихота" - смазанно, но с размахом. Евгения Образцова аккуратненько, как она умеет, танцевала Машу, но демонстрировала при этом свой известный низкий прыжок и сбивалась во вращениях. Юлии Янгуразовой в партии Заремы совсем не хватало артистизма. Технически и эмоционально приличнее всех смотрелась, как ни странно, Анжелина Воронцова из Михайловского - ей доверили Лауренсию, потому что, кроме балерин Михайловского, этот балет давно никто не танцует. А вот с Раймондами совсем не удалось. Мария Аллаш и Екатерина Шипулина ну ни разу не Раймонды. Сложилось даже такое впечатление, что две вариации Раймонды распределяли после того, как все остальное уже расхватали. Впрочем, все эти впечатления можно списать на прогон - не все на прогоне (хоть и под телекамеры центральных каналов) танцуют в полную силу. Кроме того, несмотря на смазанность и многочисленные огрехи, общее впечатление вышло удивительно цельным: когда солистки и примы выходят друг за другом танцевать сложнейшие вариации - лакомые кусочки разных балетов - ощущение феерии возникает все равно. Очень редко бывает такое. Серия па-де-де на гала-концертах - это другое. Да и серии па-де-де давно уже чередуют классический танец с современным балетом. А здесь другое: жемчужина к жемчужине - ожерелье. Браво Майе Михайловне - она сама это придумала. Заканчивалось отделение гостями, среди которых в совершенное изумление повергла всех Ева Йербабуена (хореограф и танцовщица одновременно) с феноменальной техникой фламенко.

Второе и третье отделение состояли из трех небольших балетов, в которых Плисецкая удивляла мир: "Гибель розы" Ролана Пети на музыку Густава Малера, "Болеро" Мориса Бежара, "Кармен-сюита" Альберто Алонсо. Танцевали - соответственно - Ульяна Лопаткина (с Андреем Ермаковым), Диана Вишнева (плюс Бежар балет Лозанна) и Светлана Захарова (с Денисом Родькиным и Михаилом Лобухиным). Забавно, что в честь великой балерины московской школы танцевали исключительно мариинские (не важно, кто где числится сегодня) балерины вагановской школы. С одной стороны, горжусь северной, культурной, да и балетной столицей. С другой стороны, хочется спросить: а где московская школа - которая ближе балетному стилю Плисецкой?
Эти три балета получились хорошо. Ульяна, как обычно, не столько танцевала Пети, сколько подавала собственные плюсы, но вышло интересно и ярко. У Дианы не получилось передать то языческое исступление, которого хотел Бежар (у Плисецкой на пленке оно есть), но внимание на протяжении всего балета она держала. Получилась не королева, но принцесса - молоденькая жрица языческого божества в отсутствие великой жрицы. Светлана, как часто, танцует очень эффектно, выученно и четко в музыку, но без тени собственной интерпретации - и потому местами пустовато, пресно. Но каждый из трех балетов был по-своему интересен, профессионален, вытанцован.
Впечатление очень яркое: для сегодняшнего положения дел - это грандиозный женский гала, соединивший практически все, что есть в русском балете. Из всех звезд не было только Натальи Осиповой. Соседи по залу - москвичи - рыдали от счастья. Я же, помимо прочего, вспоминал те далекие времена, когда Лопаткина, Вишнева и Захарова выступали на мариинской сцене в один вечер. Может быть, менее опытные, но более молодые и трогательные. И это тогда, право слово, не казалось чем-то исключительным.
Tags: Большой театр, Вишнева, Лопаткина, Светлана Захарова, вишнева
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • "Отелло" Оскараса Коршуноваса

    18 октября Городской театр Вильнюса на сцене театра «Балтийский дом» Фестиваль «Балтийский дом» Большой зал, в котором заполнена только треть…

  • Мария Ильюшкина ищет своего лебедя

    «Лебединое озеро» 16 октября Новая сцена Мариинского театра Очередное «Лебединое озеро» Марии Ильюшкиной демонстрирует положительную…

  • Концерт Джойс ДиДонато

    15 октября Большой зал филармонии Еще накануне концерта три четверти зала не были проданы. В день концерта из продажи исчезли первые…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments