evg_ponomarev (evg_ponomarev) wrote,
evg_ponomarev
evg_ponomarev

Categories:

Гала-концерт в честь Анжелена Прельжокажа

17 ноября
На сцене Александринского театра
Фестиваль Дягилев P.S.

Известных хореографов можно поделить на два класса: те, кому есть что сказать, как бы ни был долог их век, ибо мысль их бежит впереди века - и те, кто сказав несколько новых слов, притормаживает и больше никогда не попадает на гребень волны. Анжелен Прельжокаж, безусловно, принадлежит ко второму типу. Когда я впервые приехал в Париж, вся балетная Европа, изрядно утомившись от Бежара (поскольку, в отличие от Фокина и Баланчина, и Бежар - хореограф второго типа), хором славила Прельжокажа. У нас в те времена его еще никто не знал. Прельжокаж, своим радикализмом и брутальностью, культом насилия на сцене - и не только в "Весне священной", но и в "Свадебке", и в "Ромео и Джульетте" - казалось, возродил поблекшего Бежара. Прошло всего несколько лет ("Весна священная" - балет 2001 года), и посмотрев в 2004 году в Трокадеро премьеру нового балета Прельжокажа с загадочным названием MC/14-22, я так до конца и не понял, балет ли это вообще. С этого момента каждая новая работа Прельжокажа вызывает болезненные эмоции: узнавание того, что было раньше, и сожаление о том, что как раньше никогда уже не будет. У него теперь могут быть более (как в "Белоснежке") или менее (как в "Ночах"; оба балета Прельжокаж привозил в Петербург) удачные кусочки, но мощно решенного целого давно нет и не будет никогда. После того, как Прельжокаж стал ванильным, у него, как у Самсона, навсегда пропала сила.
Дягилевский гала 17 ноября еще раз хорошо это показал. Вот, например, не видел я балет "Спектральный анализ" (2013). Но хорошо его знаю: это все тот же, продолжающийся в бесконечность MC/14-22 - попсовый балет по мотивам голливудского кино про суперагентов и космических джедаев. Самый интересный момент - не танец, а то, как танцовщик открывает рот под звучащие в фонограмме слова. А рядом балет - "А дальше тысячелетие покоя" (2010). По программке должен был пойти после "Спектрального анализа", а пошел до. Никаких проблем, это еще один "Спектральный анализ" с девочками в космических костюмах и такой же банальной хореографией. Показательно, что между номерами из разных балетов даже не нужно было опускать занавес, они легко перетекают один в другой, ибо очень мало отличаются. Как сказала Зинаида Гиппиус, у каждого великого поэта есть своя обезьяна. Прельжокаж - обезьяна Мориса Бежара, которого он и вытеснил с парижской сцены. Бежар в конце жизни тоже ударился в попсу - и музыкальную и хореографическую. Но бежаровой гениальности хватило на больший срок. Прельжокаж, по большому счету, так и не создал своей системы, не открыл ни одного великого танцовщика, не стал эпохой в балете. А жаль, ведь задатки-то были. "Парк" - балет по-настоящему гениальный, и не случайно Орели Дюпон, легендарная теперь уже этуаль Парижской оперы, вчера вышла в этом балете, в котором выходила с невероятным успехом по всему миру. Других танцовщиков такого уровня у Прельжокажа давно нет. Только хореографию 1994 года он зачем-то изменил. Нетрудно догадаться, что стало много хуже. Умри, Денис, лучше уже не скажешь.
Прикольно, что премия "Удиви меня" вручена Прельжокажу тогда, когда он давно перестал кого-либо удивлять. Но хорошо понимаю, почему фестиваль "Дягилев P.S." так давно и настойчиво носится с Прельжокажем. Ведь это последний хореограф великой парижской школы. Как ни крути, смены у него нет.
Похоже, что весь великий балет, вслед за Сильви Гиллем, переехал из Парижа в Лондон. Экспериментальные спектакли Садлерс Уэлсс постепенно завоевывают сцену Ковент Гарден (Уэйн МакГрегор или тот же Акрам Хан) - точно так же, как лет двадцать пять назад Прельжокаж - благодаря менеджерскому гению Нуреева - из какого-нибудь Театр-де-ла-Вилль шагнул на сцену Парижской оперы. Но долго там не удержался.
Tags: Александринский театр, Прельжокаж, фестиваль Дягилев P.S.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments