evg_ponomarev (evg_ponomarev) wrote,
evg_ponomarev
evg_ponomarev

Category:

Маттиас Гёрне и Юрий Темирканов

20 октября
Большой зал филармонии

Октябрьская программа главного филармонического оркестра (ЗКР) под управлением Юрия Темирканова сделала бы честь любому фестивалю. Концерт начался равелевской "Паваной на смерть инфанты", исполненной с таким акварельным звуком и таким прочувствованным ведением тем, что обычное вступление к концерту стало едва ли не главным номером. Затем Маттиас Гёрне - очень яркий и именно "немецкий" баритон - исполнил "Песни об умерших детях" Густава Малера. Гибкость и проникновенная интонация - его визитные карточки; певец сегодня в великолепной форме, приятно следить за сложными переходами, которые он выполняет с легкостью и профессионализмом. И лишь одно можно посчитать неудачным в пении Гёрне: ни одного биса, несмотря на овацию. Оркестр в "Песнях" очень хорош, сопровождение большого певца у Темирканова поставлено идеально - думаю, еще со времен Кировского театра. В германской вокальной музыке это слышно особенно ярко: сложное интонирование солиста подхватывает оркестр.
Во втором отделении прозвучала Первая симфония Малера, тематически связанная с "Песнями об умерших детях". В первой части показалось, что Темирканов играет слишком академично: слышна музыковедческая интерпретация, а чувство никак не проступает. Но уже со второй части это ощущение совершенно растворилось в соединении веселого лендлера (немецкий и австрийский танец, ритмически похожий на вальс; иногда считается предшественником вальса) с трагическим чувством бытия; этот диссонанс оказался столь нов и ярок, что я стал с интересом следить за его развитием. Третья часть с полуюмористическим траурным маршем ("Звери хоронят охотника"), очень бетховенская часть, звучала совсем без иронии - и это показалось очень логичным. В четвертой же части оркестр, как кажется, достиг больших высот и в слаженности звука и в эмоциональном накале. Некоторые претензии, которые можно было бы адресовать валторнам и трамбону, можно оставить за рамками - героическая эмоциональность не обращает внимания на частности. Одним словом, маэстро предложил нам то осмысление первой симфонии, которое как-то очень созвучно сегодняшнему дню: это не борьба человека с роком, как часто пишут музыковеды о первой симфонии, это героизм, вырастающий из быта и спокойного бытия.
Один из самых удачных концертов главного петербургского оркестра за последние месяцы.
Tags: ЗКР, Темирканов, филармонический оркестр, филармония
Subscribe

  • Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments