evg_ponomarev (evg_ponomarev) wrote,
evg_ponomarev
evg_ponomarev

Categories:

Спасти камер-юнкера Пушкина

7 октября
Театр "Школа современной пьесы" (Москва)
Фестиваль "Балтийский дом"

Пафосное название М.Хейфеца не слишком отражает содержание спектакля. Речь идет о "Пушкине в моей жизни", т.е. в жизни незадачливого ленинградского мальчика, затем подростка, затем повзрослевшего советского интеллигента. Пушкин, по большому счету, тут ни причем, великовозрастный мальчик его так толком и не прочитал, хотя подробности пушкинских дуэлей изучил, ибо они интереснее. Считается, что интеллигентское развенчание Пушкина - закономерный ответ на советскую канонизацию поэта. Однако главный герой пьесы, скорее, не бунтарь, а конформист, и его неприятие Пушкина ближе к неприятию культуры как таковой. Нормальное обывательское чувство.
Когда начинаешь пересказывать сюжет, выясняется, что пьеса невероятно банальна. Ну как ни крути - попробуйте пересказать ее сами. Но вот когда смотришь спектакль, ощущения совершенно иные: динамика, искрометный юмор, многогранная актерская игра делают из блеклого текста по-настоящему яркий спектакль. В этом, разумеется, прежде всего заслуга режиссера (Иосиф Райхельгауз и Валерия Кузнецова), а также всех пяти актеров, четверо из которых достигают вершин перевоплощения, за несколько секунд надевая новую актерскую маску прямо на сцене. Особенно хороша Татьяна Циренина в роли училки, которую сама профессия сделала латентной садисткой, и в то же время умеющая быть вдохновенной советской девушкой и даже Натальей Николаевной. Главный герой Михаил Питунин (Александр Овчинников) на фоне остальных постоянно одинаков, но это и создает основу трагикомического эффекта: он - воплощенная рефлексия по поводу своей обыкновенной жизни. И Пушкин, которого он ненавидит, а потом через ненависть по-своему любит, становится единственным выходом из той банальности, в которой он живет. В финале Питунин умирает за Пушкина, даже не замечая постсоветскую реальность - убивающих его приятелей-бандитов из-за квартиры на Рентгена.
Жаль, что спектакль завершился девяностыми, не перешагнул в 2000-е и не добрался до современности. Точка зрения Михаила Питунина очень бы пригодилась, чтобы осветить нынешнее, с одной стороны, полнейшее равнодушие к Пушкину, а с другой - неоканонизацию, проходящую в виде обезьянничания с советской идеологии. Не сделать ли авторам спектакля вторую часть?
Tags: Райхельгауз, Школа современной пьесы, фестиваль Балтийский дом
Subscribe

  • Бабилей

    29 февраля МДТ Образовавшуюся пустоту в музыкально-балетной жизни решил заполнить просмотром прошедших мимо меня драматических премьер. Превращение…

  • Сказки Гофмана

    30 июля Новая сцена Мариинского театра Премьера Почему Валерий Гергиев — музыкальный руководитель постановки — отказался дирижировать первым…

  • Гала-концерт балета: все звезды

    25 июля Мариинский театр Формально этот (и похожий, прошедший накануне — 24 июля) балетный гала был мощной демонстрацией балетных возможностей…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments