evg_ponomarev (evg_ponomarev) wrote,
evg_ponomarev
evg_ponomarev

Category:

Самоубийца

4 октября
Вильнюсский Малый театр
фестиваль "Балтийский дом"

Пьеса Николая Эрдмана "Самоубийца" очень важна для истории русского театра. Запрещенная, не сыгранная на сцене при жизни автора, репрессированная - как и сам выдающийся драматург. Написанная для Мейерхольда, с учетом его эстетики и данных его актеров. И крайне важная для восприятия советской эпохи, советской психологии, советского человека. Не знаю, что важнее в этой пьесе для литовского глаза - музейная реставрация манеры Мейерхольда или наше общее советское прошлое. Возможно, и то и другое. По крайней мере, спектакль Габриеле Туминайте делает пьесу Эрдмана весьма современной.

Туминайте удачно находит ту тонкую нить, которой Мейерхольд соединил бы эксцентрику и буффонаду со школой Станиславского. Ее спектакль очень традиционен - в самом хорошем смысле этого слова. Когда сегодня некоторые российские мейерхольдцы пытаются "восстанавливать" спектакли Мастера, у них получается пафосная подделка. Здесь же - без всякого пафоса - живет подлинный дух Мейерхольда. Гротесковая природа пьесы тонко передается гротесковой игрой артистов, но без перебора, без переигрыша, которым практически всегда отдает в наших театрах. При этом - по заветам Мастера, который полагал, что каждый спектакль должен меняться в зависимости от настроений дня, в том числе и политических - некоторые эпизоды пьесы насыщены актуальными деталями. Литовцы очень даже разбираются в нашей конъюнктуре: фразы про сыр, который в Европе вкуснее, и про "Вильнюс наш" звучат крайне злободневно. Как и сама тема пьесы - советский интеллигент, утверждающий, что он соль земли и совесть нации, и при этом абсолютно бессовестный и бесхребетный хлюпик. Жалкий, к тому же. Сатирическая переработка "Живого трупа", не без перекличек с Васисуалием Лоханкиным (написанным чуть позже).
Очень ярко играют Даумантас Цюнис (Подсекальников) и Томас Стирна (Гранд-Скубик, русский интеллигент) - с одной стороны, на грани буффонады, с другой - психологически тонко, передавая нюансы человеческой души. Хороша Агне Кишките в роли Клеопатры Максимовны, светской дамы, никогда не видевшей света. Блестяще играет Марию Подсекальникову Индре Паткаускайте - в наших театрах не найдется актрисы, которая так здорово, до смены выражений лица в состоянии показать простую, сильно любящую и не очень далекую женщину. Интересно смотреть и на Агне Шатайте, которая накануне вечером играла обобщенный образ немецкой романтики эпохи Шиллера, а теперь вышла в роли разбитной мамаши. И в целом ансамблевая игра на высоте. Общую атмосферу фарса поддерживал замечательный переводчик, отпускавший остроумные реплики там, где артисты говорили по-русски.

Итак, если молодой режиссер Габриеле Туминайте (без кокетства проставляющая в программке год рождения - вызывает уважение, серьезная девушка!) способна так тонко понять советскую пьесу конца двадцатых, а молодые актеры способны так классно играть в манере Мейерхольда (накануне показав совершенно другую манеру игры), за Вильнюсский малый театр и литовское искусство можно быть спокойным. Не отправлять ли наших молодых актеров и режиссеров на обязательные стажировки в Вильнюс?
Tags: Вильнюсский Малый театр, Самоубийца, фестиваль Балтийский дом
Subscribe

  • О моей ошибке и об отце одной балерины

    Отец Марии Булановой Андрей Буланов (на своей странице ВКонтакте и других ресурсах — вместо того, чтоб обратиться напрямую ко мне) решил уличить…

  • Гала-концерт балета: все звезды

    25 июля Мариинский театр Формально этот (и похожий, прошедший накануне — 24 июля) балетный гала был мощной демонстрацией балетных возможностей…

  • Конкурс Чайковского. Гала лауреатов.

    29 июня Новая сцена Мариинского театра Концерт лауреатов конкурса Чайковского должен был начаться в 9 вечера. Начался примерно в 9.30 и (с…

  • Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments