evg_ponomarev (evg_ponomarev) wrote,
evg_ponomarev
evg_ponomarev

Category:

Два концерта Люки Дебарга

29 и 30 сентября
Концертный зал Мариинского театра

Люка Дебарг совсем молод, ему 24 года. Сначала он хотел стать филологом, потом стал музыкантом. Сдается мне, это важно: хорошие музыканты получаются из филологов, а наоборот - почти не бывает. Широко известным он стал этим летом - произвел фурор на конкурсе Чайковского; и хотя официально Дебарг получил лишь почетную 4 премию, петербургская публика сразу сошла с ума от его игры. Летом же, сразу после конкурса, в Мариинском театре прошел его сольный концерт, билеты на который - совсем не дешевые - смели в несколько дней. Сейчас Дебарг появился в Петербурге вроде как случайно, заменив другого, более счастливого лауреата конкурса Чайковского. Его фамилия появилась в афише примерно за неделю до концерта. Но уже на следующий день после замены солиста билетов не было ни на первый, ни на второй концерт.

Я не слушал Дебарга летом, был в отъезде. Действительно, юноша того стоит. 29 сентября он играл Первый концерт Чайковского. С начальных аккордов стало ясно, что перед нами настоящий музыкант - он весь в себе и проживает музыку до глубин, открывающихся только ему. Мощная энергетика исполнения цепляет сразу, привычные звуки звучат непривычно, потому что льются из глубины души. Страдание от божественного счастья вперемешку со сверхчеловеческим трагизмом - одна из главных эмоций музыки Чайковского - отражалось и на лице пианиста. Впрочем, с Чайковским получилось не все - слишком уж разными оказались трактовки первого концерта у маэстро Гергиева и у солиста. Иногда казалось, что оркестр и пианист играют разные произведения. Так что чувство сопричастности великому местами пропадало. Когда же оркестр и солист совпадали, чудо возвращалось вновь. От концерта Чайковского осталось ощущение, что у гениального мальчика пока выходит не все. Рассказывали, что и на конкурсе Дебарг разошелся с оркестром - от того и не получил ничего выше 4 премии. Бисы оказались искуплением: сначала Люка кристально-чисто исполнил Скарлатти, затем - поразительно лирично и душевно - "Сентиментальный вальс" Чайковского.

Второй день был много удачнее. В музыку Листа (концерт № 2) Дебарг попал сразу и сыграл ее на одном дыхании. У него, в отличие от Маслеева, виртуозность не вступает в противоречие с лиризмом. Переходы от быстрого и мощного начала к спокойно-мелодичной середине, а затем к виртуозно-размашистому финалу воспринимались как естественное развитие тем. Листовские "Consolations, no. 3" и особенно "Мефисто-вальс", сыгранные на бис, это ощущение только усилили. А чтобы мы не забыли о том, что Дебарг умеет играть и в иной манере, - снова прозвучал Скарлатти. Мариинский оркестр тоже понравился больше во второй день - при том, что Листа он играет не часто. Гергиев следил за солистом по-отечески внимательно, расхождений не было.

Что касается оркестровых номеров - не они были главным содержанием вечера. Что-то было лучше, что-то хуже. Интересно было увидеть Настурицу-Гершовичи в качестве концертмейстера при исполнении обеих симфоний. Пожалуй, лучше всего прозвучала вторая часть 4 симфонии Чайковского, единым замыслом, с четким и красивым ведением тем. Но об этом как-нибудь в другой раз.
Tags: Гергиев, Концертный зал Мариинского театра, Люка Дебарг, Настурица-Гершовичи
Subscribe

  • Франко Фаджоли и Academia Montis Regalis

    17 сентября Капелла Фестиваль Early Music Контратенор Франко Фаджоли не слишком известен российскому слушателю. Даже специалисты по старинной музыке…

  • Сезон 2012/2013. Фестиваль Earlymusic

    Collegium Vocale Gent 4 сентября Эндрю Лоренс-Кинг и Марко Бисли 6 сентября Капелла Сезон в этом году открывается рано, что нельзя не…

  • Ансамбль Regina Iberica

    29 сентября Концертный зал "Яани кирик" Закрытие фестиваля Earlymusic Еще один весьма приятный, но не более, концерт фестиваля. Хорошо спетые между…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments