evg_ponomarev (evg_ponomarev) wrote,
evg_ponomarev
evg_ponomarev

Category:

Operalia Пласидо Доминго

Лондон
19 июля 2015 года
Ковент-Гарден, Королевский оперный театр

Как известно, Опералиа - ежегодный вокальный конкурс, проходящий каждый раз в новом европейском городе. В 2011 году конкурс прошел в Москве, в этот раз его принимает Лондон. В отличие от большинства вокальных событий такого рода, Доминго предлагает публике прослушать не финальный гала-концерт, а последний тур конкурса, к которому лично готовит финалистов - проходя с каждым его партию и под рояль и под оркестр. Маэстро сам стоит за пультом во время финального тура (а дирижирует он для певца очень прилично), как бы ведя и помогая каждому из конкурсантов. Не мудрено, что почти каждый, исполнив свою арию, маэстро тепло благодарит. Публике при этом предлагается проголосовать за наиболее понравившегося певца и певицу - и помимо премий, присуждаемых жюри, возникают еще две премии: приз зрительских симпатий (мужской голос) и приз зрительских симпатий (женский голос). - идею, кстати, c успехом позаимствовал в России Dance Open. Все это делает конкурс более живым, чем традиционные, привычные для нас. Но есть и еще одно отличие от всех остальных соревнований вокалистов. Все сплошь члены жюри - не певцы, как бывает часто, а "директора по кастингу" ведущих мировых театров. Вот так Доминго сделал Опериалию одним из самых престижных вокальных конкурсов в мире.

В этом году в финале не было ни одного певца из России или СНГ (хотя в прошлом россияне нередко получали на Опералии высокие награды). При этом география финалистов охватывала, в основном, англоязычный мир: США, Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка. Но не только: были тенор из Франции, тенор из Румынии, сопрано из Норвегии. Впрочем, нет в этом году и таких голосов, которые бы по-настоящему поражали: до уровня Джойс ди Донато, Хосе Куры, Виталия Ковалева конкурсанты этого года не дотягивали. Впрочем, конкурс-то ежегодный. Не каждый год зажигается новая суперзвезда.

Публика реагировала интересно. Когда-то давно, когда я впервые приехал в Лондон, мне показалось, что публика здесь разбирается в опере тонко. Это ошибочное, внешнее мнение. Вот и на Опералии видно было, как публика (везде она одинаковая!) ведется на громкие полугнусавые сопрано и не слышит грязного звучания, смазанных нот, отсутствия вдумчивой интонации. Еще публика, как и везде, любит теноров - но тенора в этот раз были действительно не плохи. Забавно, что жюри во многом разделяет попсовые вкусы публики. Но с другой стороны, есть и объяснение: для успешного кастинга певец должен нравиться широкой публике.
Одним словом, первую премию среди женщин, премию зрительских симпатий, а также специальную премию за вагнеровский и штраусовский репертуар получила сопрано из Норвегии Лиз Дэвидсен (Lise Davidsen), исполнившая арию из "Тангейзера". Получить вагнеровский приз она должна была на сто процентов, ибо никто больше из финалистов Вагнера или Штрауса не пел. Я, грешным делом, подумал, что именно за тем она в финале. Ан нет - оказалось, что это вообще лучшая певица. Поет норвежка широкой грудью, органным звуком, громко, но не умея интонировать - а без этого в Вагнере делать нечего - и не умея вести партию. Я бы ей вообще никакого приза не давал, оставил бы вагнеровский приз не врученным.
Остальные вроде бы получили награды по делу. 1 премия среди мужчин - Йоан Хотеа (Ioan Hotea) из Румынии, весьма приличный тенор, со слезой, вроде Марусина, но лучше. В оперной программе он спел знаменитую арию из "Дочери полка" Доницетти (верхние ноты, правда, брал не слишком четко - куда ему до Паваротти, Флореса или Браунли), не без интереса, но и как-то без огонька. А вот в сарсуэле (это специфический элемент программы Опералии) был очень хорош. И по заслугам получил мужской приз в программе сарсуэлы. 2 премия среди женщин - сопрано из Южной Кореи Хесан Пак (Hyesang Park), очень милая и непосредственная девушка с хорошим голосом. Пела она финал из "Лючии" - весь, большой (после первой части зал начал кричать и аплодировать, а оказалось, что петь она будет и вторую часть тоже; зал выдохнул, а под конец взорвался совсем). Голос у нее сильный, фиоритуры певица пропевает громко, без дураков - только вот местами получается слишком резко по этой же причине. И самые верхи слегка плаксивы и тонки - не то, что середина. Вероятно, она еще вырастет и станет действительно большой певицей. Хочется надеяться. Она же - женский приз за сарсуэлу. Тут, я бы сказал, премировали не столько вокал, сколько актерскую игру. Доминго ею, похоже, очарован; зал она тоже очаровала легко - очень женственная, стройная, высокая и, повторюсь, мило-непосредственная. 2 премия среди мужчин - тенор из Новой Зеландии Даррен Пене Пати (Darren Pene Pati). Тенор он, действительно, хороший (приз зрительских симпатий среди мужчин). Пел арию из Лючии, весьма хорошо, и сарсуэлу, не слишком интересно. У него хороший вокал, но как-то с минимумом актерской игры в голосе. Это лишает исполнение изюминки, и все время думаешь, что хорошо очень, но чего-то не хватает. 3 премия среди женщин, на мой взгляд, - главное открытие вечера. Это сопрано из ЮАР Нолувуисо Мпофу (Noluvuiso Mpofu). Спела она всю сцену Виолетты из первого акта "Травиаты". Пела по-взрослому, грамотно, четко и - что интересно - не просто выпевая все, что нужно, но и слегка усложняя партию украшениями. Очень аккуратно и очень красиво усложняя. Голос очень яркий и красивый - настоящее профессиональное сопрано. В Ковенте "Травиату" обычно хуже поют (если, конечно, не Флеминг на сцене). По мне, так это было пение на первую премию. Если всем остальным финалистам надо было что-то сбросить со счетов на "юниорство", этой девушке сбрасывать нечего. Перед нами первоклассная певица, не нуждающаяся в оговорках. Зал, правда, отнесся к ней прохладно - но что ж с него зала, возьмешь! 3 премия среди мужчин довольно невразумительна: баритон из США Эдвард Паркс (Edward Parks), исполнивший выходную арию Фигаро. Пел он очень напористо и играл эдак по-американски - оригинально, но не в россиниевском стиле. За это, наверное, и дали премию. Если уж выбирать из американских баритонов, я бы дал другому Фигаро - Тобиасу Гринхалю (Tobias Greenhalgh). Он стильнее и голос звучал академичнее.

Вероятно, на конкурсе Доминго тоже идет своя игра. Иначе трудно понять, как получили в свое время премии Михаил Петренко, Ольга Пудова или Дмитрий Воропаев (правда, высоко они не поднимались - третья премия, а иногда даже четвертая). Но в целом, конкурс организован классно. И голоса к финалу отбираются хорошие и премии, более менее, за дело раздают. Интересный конкурс, почти без гламура (если не считать представителя Ролекса в жюри) - интеллигентно, профессионально, артистично.
Tags: Доминго, Ковент-Гарден, Опералия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Сказки Гофмана

    30 июля Новая сцена Мариинского театра Премьера Почему Валерий Гергиев — музыкальный руководитель постановки — отказался дирижировать первым…

  • Гала-концерт балета: все звезды

    25 июля Мариинский театр Формально этот (и похожий, прошедший накануне — 24 июля) балетный гала был мощной демонстрацией балетных возможностей…

  • Хибла Герзмава в Мариинском театре

    22 июля Новая сцена Концерт знаменитого сопрано, звезды мировой оперы, а теперь и приглашенной солистки Мариинского театра, собрал весь…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments