evg_ponomarev (evg_ponomarev) wrote,
evg_ponomarev
evg_ponomarev

Categories:

Infinita Frida

6 июля
на сцене Александринского театра

Балет Юрия Смекалова, посвященный знаменитой художнице Фриде Кало, был создан для мексиканской балерины (работающей в Берлине) Элизы Каррильо Кабреры. Кабрера - посол культуры Мексики в мире, Фрида Кало (наряду с Диего Риверой, тоже использованном в балете в качестве персонажа) - один из главных мексиканских культурных брендов, так что показанный нам спектакль изначально позиционировался как пропаганда мексиканской культуры. Работа эта была показана в Мексике в 2013 году, а теперь приехала в Европу, в Петербург.
Балет целиком и полностью ориентирован на Кабреру, поскольку главная героиня спектакля - даже не Фрида Кало, а некая девочка Лиза, под влиянием великой предшественницы становящаяся художницей. Почему девочку зовут Лиза, догадаться нетрудно. Соответствует заявленной идее и заглавие. Infinita Frida - это продолжение Фриды; Фрида, которая не умерла, а живет в потомстве и искусстве. Кабрера в этом балете танцует больше всех, почти не уходя со сцены, в финале она же исполняет песню "Infinita Frida" (так что это второй балет в мировой истории, в котором танцовщики поют - после "Пламени Парижа"). Одним словом, пропаганда мексиканского искусства тут, конечно, есть - но неизвестно, чего в ней больше: Фриды или Элизы?
Хореография Юрия Смекалова и музыка Александра Маева (они работают в тандеме не первый раз) соответствуют общему замыслу балета. В коридоре были разговоры о том, что музыка напоминает саундтрек из кинофильмов - всех сразу, а хореография наполнена штампами и прямолинейными решениями, как полосы того или иного цвета, возникающие на заднике при появлении танцора, символизирующего этот самый цвет. Что девочка, видящая сны, - обрамляющий сюжет спектакля - заимствована из церемонии открытия Сочинской олимпиады. Что второй акт практически повторяет первый и в принципе лишний. Все это так и не так. Потому что нет смысла судить этот балет по законам академического балетного театра. Это не Петипа и не Форсайт. Это даже не Эйфман, который очень чувствуется в почерке Смекалова.
Это балет, поставленный для широкой зрительской массы, народный балет. В нем, как в голливудском кино, необходимы штампы, иначе не будет эффекта узнавания. В нем нужно киношно-мюзикловое сопровождение, в меру смазливое, в меру эффектное. В нем нужна прямолинейность, ибо зритель должен понимать, "про что сейчас танцуют". Надо сказать, что Смекалов не до конца идет по этому пути, несколько сворачивая в эйфмановскую отвлеченность. Он не сделал балет чисто биографическим, как балет "Шопен" Польской оперы - кстати, явление того же порядка. Он попытался увести зрителя в мир аллегорий. Вот эта склонность к аллегориям у Смекалова кажется избыточной - впрочем, здесь ее меньше, чем в балете "Предчувствие весны", который я видел в 2010 году.
Что касается отдельных решений, то очень ярким вышел доктор Лео в исполнении Игоря Колба - это олицетворение детских страхов перед медициной, этакий хирург-садист, кровавый врач. Сделать из Шклярова Троцкого - это очень забавно, продолжение амплуа графа-единороса. Правда, Троцкий в балете лишен всяких интеллектуальных черт, это скачущий и постоянно отдающий честь Семен Буденный, только без усов.
Собственно, Смекалов и есть - наследник Эйфмана, продолжатель традиций сюжетно-аллегорического, экспрессионистического "народного балета". Функция народного балета в том, чтобы привести к пониманию танца широкие зрительские массы, уставшие от зефирности Петипа, но не готовые воспринимать голую бессюжетность, движение как таковое. В этом Infinita Frida преуспела: оба представления прошли с аншлагом.
Доктор и Лиза (фото Олега Зотова)

Красочный финал (фото Ирины Туминене)
Tags: Игорь Колб, Кабрера, Шкляров, Юрий Смекалов
Subscribe

  • Франко Фаджоли и Academia Montis Regalis

    17 сентября Капелла Фестиваль Early Music Контратенор Франко Фаджоли не слишком известен российскому слушателю. Даже специалисты по старинной музыке…

  • Сезон 2012/2013. Фестиваль Earlymusic

    Collegium Vocale Gent 4 сентября Эндрю Лоренс-Кинг и Марко Бисли 6 сентября Капелла Сезон в этом году открывается рано, что нельзя не…

  • Ансамбль Regina Iberica

    29 сентября Концертный зал "Яани кирик" Закрытие фестиваля Earlymusic Еще один весьма приятный, но не более, концерт фестиваля. Хорошо спетые между…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments