evg_ponomarev (evg_ponomarev) wrote,
evg_ponomarev
evg_ponomarev

Categories:

Красный табак

10 июня
Компания Майского жука
на сцене Александринского театра

Второй спектакль из программы Чеховского фестиваля доехал до Петербурга. И вновь перед нами синтетический театр, которого у себя дома мы не имеем - пропустили, как буржуазную лженауку.
Внук Чарли Чаплина Джеймс Тьере поставил спектакль-сон о некоем властелине, окруженном слугами, или - метафорически - человеке, окруженном собственными эманациями. Этот властелин господствует надо всеми, но, в то же время, сам бесконечно зависим от своего окружения. В конце спектакля он вообще становится рамоли, и тут уж целиком и полностью короля играет свита.
Герои этого мира передвигаются как-то странно - у них как бы нет ни позвоночника, ни костей (особенно ярко это проявлется в гуттаперчевой девушке-принцессе, ездящей на табуретке или ходящей большей частью вниз головой - как антиподы из "Алисы"), конечности у них как из желе, руки и головы иногда приходится пришивать на швейной машинке; это такой мир саламандр, в котором вся привычная нам телесность перевернута или развернута, как на пикассовских картинах. В этом мире все несерьезно, и только смерть (или казнь) оказывается реальной. Мундиры, эполеты и короны - все как будто присыпано песком, грязью или пеплом; оно и по-настоящему существует (субординация у персонажей очень даже заметна) - и как бы не существует, составляя часть огромной лавки антиквариата, которую создают ездящие по сцене громоздкие декорации. Главная часть декорации - стена, состоящая из зеркал разной формы, за пределы которой невозможно выйти. Едва властелин выбегает за стену, как вся свита бросается за ним и затаскивает-завлекает его обратно. Самое страшное преступление этого мира - разбить зеркало; за это судят по-настоящему и приговаривают к смерти. И только в финале, когда уничтожение стены воглавит сам король, зеркала поднимутся вверх, и мир обретет привычный облик - движения персонажей станут нормальными. Так что перед нами зазеркалье, королевство кривых зеркал, из которого надо вырваться на свободу.
Любой пересказ синтетического спектакля оказывается слишком субъективным, однако в каждом из пересказов видевший спектакль найдет нечто такое, что сам пропустил. И обязательно что-нибудь захочет добавить. Однако все, наверное, сойдутся в том, что органическое соединение цирковой гимнастики, хореографии, пантомимы позволяет создавать совершенное новые театральные смыслы. Хорош и сам Джеймс Тьере в главной роли, которую - как пишут - он стал играть не сразу. Этот мир и в сценическом и в административном значении живет энергией Тьере.
Tags: Джеймс Тьере, Джеймс Тьерре, Красный табак
Subscribe

  • Фестиваль Dance Open -2017

    Сначала в целом. Похоже, фестиваль Dance Open прошел свой пик и медленно, но верно движется на спад. Если на подъеме он гордился демократизмом и…

  • Собор Парижской Богоматери

    1 февраля Гастоли балета "Астана-опера" на Новой сцене Мариинского театра Третий раз посещает Петербург сверхмолодой, но очень раскрученный театр из…

  • Nederlands Dans Theater (NDT-2)

    1 июля на сцене БДТ Фестиваль Open Look В то время, как NDT-1 гастролирует в Москве (правда, чуть не половину этой программы мы видели в Петербурге…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment