evg_ponomarev (evg_ponomarev) wrote,
evg_ponomarev
evg_ponomarev

Category:

Не забывай меня

29 мая
Компания Филиппа Жанти на сцене ТЮЗа

Фестиваль "Радуга"

На открытии фестиваля "Радуга" - форума совсем не детского, хотя и созданного ТЮЗом им. Брянцева, - выступил интернациональный коллектив под руководством Филиппа Жанти. Начинал Жанти с кукольного театра, но постепенно двигался к театру синтетическому, в котором соединились куклы, танец, пение, пантомима и т.д. Главная фишка труппы Жанти - работа с манекенами. На сцене рядом с живыми артистами стоят и двигаются манекены - так, что не всегда понимаешь, кто из них человек, кто манекен. Люди и манекены танцуют, поют, участвуют в клоунаде, разыгрывают большие и небольшие сцены. У спектакля есть некий общий абрис, некая общая задумка - построенная на очеловечивании нечеловеческого (куклы или животного - обезьяны) и, напротив, на овеществлении человека. Показательна, например, сцена, в которой девушка ищет себе друга, но перед ней всякий раз вырастает манекен. Отчаяшись найти живого, она любит манекен (блестящая работа актрисы с куклой), но он сначала холоден и ни к чему не способен, а потом просто разваливается на части. Или в предпоследней сцене - страстные любовники замирают, их пытаются оживить то ли могильщики, то ли волшебники, но ожить вместе им уже не суждено - они оживают по отдельности, как Ромео и Джульетта в конце шекспировской пьесы. Под конец - незаметно для зала - людей заменяют манекены. И манекены, как дрова, грузят в (погребальные?) сани. По пересказу можно заключить, что спектакль пафосный - и это будет самая грубая ошибка: никакого пафоса во всем этом нет, есть юмор и подтекст, который проступает постепенно.
Такая театральная система не терпит однозначных трактовок. Жанти говорит, что все это сны его жены и сотрудницы, хореографа Мари Андервуд. И действительно, некоторые пейзажи спектакля можно сравнить с сюрреалистическими видениями. Трудно найти театру Жанти какой-нибудь знакомый аналог. В России, по крайней мере, ничего подобного нет. Ближе всего к этому, наверное, пантомимные труппы - вроде театра "Дерево". Но на фоне Жанти "Дерево" кажется очень провинциальным, ибо там все строится на клоунаде и пантомиме. У Жанти и составляющих спектакля много больше, и замысел тоньше. Наверное, синтетический театр вообще может существовать только у французов, ибо для такого спектакля нужна и хорошая хореография, и блестящая техника кукольного театра, и комедийный талант, и многое другое, но главное - это вкус и тонкость режиссера. Серьезность с легкой улыбкой; лиризм, разбавленный рефлексией; демократизм интеллектуальности; умение вовремя менять регистры настроений - все это черты французской культуры.
Пересказать словами то, что делает Жанти, крайне трудно. Но при этом то, что происходит на сцене, мгновенно находит отклик в зрительном зале: это интересно смотреть и детям и взрослым, и театралам и неофитам, и интеллектуалам и любителям театра попроще. В области восприятия это тоже синтетический театр.
Большое спасибо фестивалю "Радуга" за то, что им удалось заполучить эту труппу, которая, приехав уже не в первый раз на Чеховский фестиваль в Москву, решила показать спектакль еще в нескольких городах России.
Tags: Не забывай меня, Филипп Жанти
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments