evg_ponomarev (evg_ponomarev) wrote,
evg_ponomarev
evg_ponomarev

Categories:

Наш Цзин Кэ

2 октября
Пекинский народный художественный театр
на сцене театра Балтийский дом
Фестиваль "Балтийский дом"

Главный театр Китая представил на фестивале спектакль, с одной стороны, стилизованный под древность (события, происходящие на сцене, относятся к 227 г. до н.э.), с другой же, проникнутый постмодернистской рефлексией и иронией. Автор пьесы о герое Цзин Кэ - Мо Янь (подлинное имя Гуань Мое, р. 1955), лауреат Нобелевской премии по литературе 2012 года. С одной стороны, герои спектакля проживают свои древние жизни, с другой - они как бы чувствуют, что живут на глазах у человечества. Это чувство отчасти снимает театральную условность, точнее - делает театральную условность важным элементом жизни.

Главный вопрос, который задает себе герой и к которому подводят его окружающие, это вопрос о природе героизма. Героизм для него - штука сугубо личная, с ней напрямую связаны награды: слава и попадание в историю. Герой всей своей жизнью играет роль, выступая в ней и как сценарист, и как режиссер, и как исполнитель. Непосредственно от него зависит, запомнят ли его как великого актера или забудут как лицо из массовки. Цзин Кэ, в отличие от окружающих его людей, постоянно ищет героической роли и получает ее: принц Дань предлагает ему совершить великое дело - убить циньского царя, стремящегося захватить все земли, прилегающие к Цинь. Тем самым он спасет государство Янь от захвата. Разрабатывая план покушения, герой выслушивает истории о великих героях прошлого, приобщаясь к их славе. Но при этом (и не без помощи умной женщины: наложницы Янь-цзи, присланной в подарок принцем) он понимает, что, совершив великое политическое убийство, станет лишь одним из, войдет в скучный ряд героев-победителей. Он хочет подняться выше - и тут опять помогает театр жизни. Если он убьет царя Цинь, то главным героем трагедии станет убитый. Если же покушение не удастся, главным героем трагедии станет он, Цзин Кэ. Так рождается тайная идея погибнуть, не совершив своего дела, и Цзин Кэ превращается в китайского Гамлета. Правда, в отличие от Гамлета, он сам убьет свою Офелию, Янь-цзи - чтобы тайная идея не вышла наружу, но гамлетически оплачет ее в сцене отправления в поход. Эта сцена, полная колебаний, тоже кажется иронической отсылкой к Гамлету.

Содержанию пьесы соответствует минимализм постановки (режиссер Жэнь Мин). Декорации сведены к простому помосту, основной акцент сделан на сценическом движении. Перемещения актеров по сцене в какой-то мере символичны, они движутся по театральному пространству, которое и есть жизнь. Небольшие украшения, спускающиеся сверху (портреты героев) или стоящие на сцене (статуи циньского царя), производят впечатление больших и сложных декораций на фоне ярких исторических костюмов и блестящей актерской игры.
Очень хорош исполняющий главную роль Ван Бань. Его Цзин Кэ сильно меняется по ходу спектакля. Сначала он просто кутила и солдат, желающий прославиться, потом становится уверенее и серьезнее - но в понимании происходящего целиком зависит от мудрой наложницы. Следующим шагом он влюбляется в Янь-цзи и делает ее своей помощницей. На последнем же этапе он уже погружен в себя, как положено восточному воину-мудрецу, готовится к смерти и бессмертию, освобождаясь от всего земного, в том числе и любви к женщине (Янь-цзи он на всякий случай убивает). Ярко и интересно играет Янь-цзи актриса Сун И: она и наложница, и советник, и образец земной красоты, но при всем при этом - женщина. Любовная сцена с Цзин Кэ очень впечатляет. Янь Жуй, играющий принца Даня, создает образ добродушного, но трусливого и неуверенного в себе правителя. Особенно приятно, что искусство актерской игры, показанное артистами из Китая - это сдержанная, внутренняя игра, игра в глубине, а не снаружи.
Выходит, китайское театральное искусство не так далеко отстоит от привычного нам театра. Триумфальное выступление Пекинского народного художественного театра открывает китайскую программу этой осени.
Tags: Пекинский народный художественный театр, фестиваль Балтийский дом
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • "Отелло" Оскараса Коршуноваса

    18 октября Городской театр Вильнюса на сцене театра «Балтийский дом» Фестиваль «Балтийский дом» Большой зал, в котором заполнена только треть…

  • Мария Ильюшкина ищет своего лебедя

    «Лебединое озеро» 16 октября Новая сцена Мариинского театра Очередное «Лебединое озеро» Марии Ильюшкиной демонстрирует положительную…

  • Концерт Джойс ДиДонато

    15 октября Большой зал филармонии Еще накануне концерта три четверти зала не были проданы. В день концерта из продажи исчезли первые…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments