evg_ponomarev (evg_ponomarev) wrote,
evg_ponomarev
evg_ponomarev

Categories:

Леди Макбет нашего уезда

29 сентября
Московский театр юного зрителя на сцене театра Балтийский дом
Фестиваль Балтийский дом

Кама Гинкас сценизировал (к сожалению, нет в современном русском языке широко употребляемого слова типа "экранизировал") знаменитую повесть Н.С.Лескова. Такой фирменный стиль, когда актеры как бы читают классический текст и одновременного его играют, с называнием своего пересонажа в третьем лице, обозначением глав и частей и.т.п., вообще свойственен Гинкасу. Однако именно в этом спектакле подчеркнута тонкость и строгость интерпретации классики. Легкие иронические нотки, создающиеся за счет наложения третьего лица на первое (например, отравленный невесткой Борис Тимофеевич долго еще находится на сцене, молчит и недоуменно взирает на всех - никак не понимает, что его уже убили), так удачно и ненавязчиво вставлены в текст, что не перевешивают классической основы и воспринимаются удачно найденной новой приправой к хорошо знакомому классическому блюду.
Этот ход хорошо отражается и на актерах. Помимо непосредственной игры, они местами получают возможность рефлектировать, смотреть на себя со стороны, на несколько мгновений выйти из роли. Местами они монотонно произносят текст, как дирижер, опускающий руки во время эффектного музыкального момента и просто слушающий свой оркестр. Но вслед за тем отдохнувший и подумавший над ролью актер играет с новой силой. Более того, чистый текст Лескова, не замутненный никакими режиссерскими прибамбасами (большинство наших режиссеров полагают, что им очень даже можно классиков дописывать или переписывать, они-то покруче будут какого-то лузера Лескова), получает совершенно особое звучание. Поскольку он никак не изменен и сам по себе выделен, подчеркнут, мы слышим его как-то по-другому, чем привыкли.
Все артисты строго выдерживают режиссерский стиль. На общем фоне ярко выделяется Елизавета Боярская, безусловно талантливая актриса, но в последнее время окунувшаяся в киногламур и заодно потерявшаяся в фанерном стиле Малого драма (причем фанерность эта уже несколько лет все усиливается). Спектакль Камы Гинкаса заставляет вспомнить о ее первых ролях на петербургской сцене (например, в незаигранной еще поначалу "Жизни и судьбе") с петербургским стилем игры внутри себя и тщательной проработкой развития образа. Ее Катерина Львовна очень молода, слегка наивна и весьма доверчива, жестокость проступает в ней как оборотная сила любви. Вот это сыграть сегодня вообще мало кто в состоянии, а у Боярской получается очень хорошо. Переходы от счастливой женщины к жестокой убийце получаются весьма убедительно и за счет придуманной режиссером пунктирности (о ней выше: сценическая жизнь персонажа несколько раз перебивается выходом вовне, зрительской рефлексией) и за счет внутреннего кипения актрисы. Одним словом, работа с Гинкасом вернула Боярской возможность играть на нюансах и полутонах - показать свою актерскую уникальность.
Несмотря на тяжкое содержание, спектакль смотрится на одном дыхании. И только в конце вспоминаешь, что Гинкас поменял у Лескова одно слово - переделал "Мценского" на "нашего", приблизив разговор о безудержности русской натуры к каждому из нас. Очень актуальный поворот и очень тонкая работа.
Tags: Елизавета Боярская, Кама Гинкас, Леди Макбет нашего уезда, фестиваль Балтийский дом
Subscribe

  • Сказки Гофмана

    30 июля Новая сцена Мариинского театра Почему Валерий Гергиев — музыкальный руководитель постановки — отказался дирижировать первым спектаклем…

  • Гала-концерт балета: все звезды

    25 июля Мариинский театр Формально этот (и похожий, прошедший накануне — 24 июля) балетный гала был мощной демонстрацией балетных возможностей…

  • Хибла Герзмава в Мариинском театре

    22 июля Новая сцена Концерт знаменитого сопрано, звезды мировой оперы, а теперь и приглашенной солистки Мариинского театра, собрал весь…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments