evg_ponomarev (evg_ponomarev) wrote,
evg_ponomarev
evg_ponomarev

Category:

Шотландский перепляс Мэтью Боурна

18 июня
Шотландский балет (Глазго) на сцене Мариинского театра

Начнем с того, что руководство Мариинки в очередной раз продемонстрировало, что театр в его понимании существует не для граждан, а для корпоративов "чистой публики". В честь какого-то очередного бессмысленного форума все парковки театра были закрыты для простых зрителей. Причем театр не потрудился сообщить об этом ни на сайте, ни в средствах массовой информации (для примера: Ковент-Гарден в этом году в письмах-напоминаниях, рассылающихся каждому, купившему билет, не устает напоминать, что станция метро Ковент-Гарден этим летом закрыта на вход и работает только на выход. Вот это другой подход к публике). Место для парковки пришлось искать очень долго. Хорошо хоть начали на 20 минут позже - хотя, если кто-то этим вечером куда-то спешил, то тоже знаете ли... Одним словом, продемонстрировали привычный трепет искусства перед членовозами.

Спектакль Мэтью Боурна, как раз, апофеоз демократичности. Классический балет "Сильфида" переставлен для современного английского зрителя. Главным героем становится Джеймс, который настолько сроднился с наркотиками, что даже в день свадьбы то и дело видит Сильфиду. С одной стороны, логика традиционной "Сильфиды" не противится такому повороту. С другой, спектакль обретает новую жизнь, обретает драматизм и зрелищность: как и в "Неаполе" Датского балета, мы видим современный низовой быт - Глазго или любого другого британского города. Бытовые подробности из подростковой жизни, поданные весьма остроумно, добавляют колорита и пряности. Кроме того - за счет понятного бытового решения - идея ухода в иной мир становится осязаемой и жизненной, эпоза романтизма как бы прорастает в нашу, прагматичную и ироничную эпоху.
При этом хореографические решения танцевальных номеров отнюдь не отдают попсой, как можно было бы ожидать. Хореография Боурна добротна и весьма интересна. Это настоящий классический танец. Единственное, к чему можно придраться - повторяемость ряда "фирменных" движений (но это характерно не только для "Сильфиды", но вообще для всего творчества хореографа). Пожалуй, немного становится скучно в начале второго акта (на помойке), в общем танце сильфид разнообразия не наблюдается. Но когда Сильфида начинает обучать Джеймса танцевать и двигаться, как они, интерес возвращается вновь. Кристофер Харрисон, исполняющий партию Джемса, - танцовщик очень неплохой. Но, видимо, единственного премьера труппе из Глазго вполне достаточно. Таланты всех остальных исполнителей, включая Сильфиду (Софи Мартин), вполне среднееверопейские.
Танец разнообразят, как специи еду, все те же мелочи, выдумывать которые Боурн большой мастак. Момент общего фотографирования на сцене - давно хореографическая банальность, но когда в кадр пытается влезть Сильфида, зависнув на стене - как в классической версии она зависает на дереве или подоконнике, становится очень смешно. Бабушка, прибывшая на свадьбу Джеймса и Эффи на инвалидной коляске и пытающаяся на этой коляске танцевать, не менее замечательна. Причем движения коляски вводятся в общий танец - прикол удачно вписан в хореографический рисунок. Унося Сильфиду за сцену, Джеймс ударяет ее о большой мусорный бак, стоящий на пути, - смешно и символично. За спиной героя, расположившегося в удобном кресле на помойке, помахивает ушами плюшевый зайчик - как бы предлагая ему примерить крылья сильфид. И так можно пересказывать без конца. Пожалуй, самую эффектную деталь Боурн приберегает к финалу. За окном у живущих вместе Эффи и Гурна вырастает огромная фигура Джеймса, надевшая крылья сильфид. И это грандиозно: одновременно смешно до колик и трагично до боли.
Важно, что балет можно смотреть, ничего не зная о классической "Сильфиде". Удовольствие будет не малым. Но, если помнить о постановке Бурнонвиля, перед вами открывается второй план философской пародии - созданный изменением общей идеи. Тогда удовольствие становится двойным. К этому добавятся размышления о рецепции романтической культуры в сегодняшнем мире. И тут непременно вспомнятся потоки крови на руках Джеймса и на спине Сильфиды (он отрезает ей крылья за сценой - большими садовыми ножницами. Поначалу ножницы очень смешны, потом на них строится весь физиологический трагизм финала) и мясистые крылышки, брошенные на сцене.
Tags: Кристофер Харрисон, Мэтью Боурн, Сильфида, Шотландский балет, шотландский перепляс
Subscribe

  • "Полнолуние" Пины Бауш

    18 сентября Театр танца Пины Бауш (Вупперталь) на сцене Александринского театра Под эгидой фестиваля «Александринский» Спектакль,…

  • "Полночь" Александринского фестиваля

    22 сентября Новая сцена Александринского театра Тем временем продолжается фестиваль "Александринский". В рамках фестиваля прошла премьера…

  • Площадь героев

    Сезон 2017/2018 1 сентября Литовский национальный драматический театр на сцене Александринского театра Фестиваль "Александринский" Фестиваль…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments