evg_ponomarev (evg_ponomarev) wrote,
evg_ponomarev
evg_ponomarev

Categories:

Смотреть на Жюли

11 октября
Компания Брама Янсена (Амстердам) на сцене театра Балтийский дом
Фестиваль Балтийский дом

Сюжет стриндберговской "Фрекен Жюли" интересно переосмыслен режиссером Брамом Янсеном (что и отразилось в заглавии - "Смотреть на Жюли". Пожалуй, английский вариант заглавия еще точнее: "Looking at Julie" это, скорее, "Глядя на Жюли" - и так еще ближе к замыслу режиссера). Актеры играют в маленькой кухоньке, отделенной от зала стеклом: они как подопытные животные, морские свинки в аквариуме, на которых ставится эксперимент. Разговоры артистов поначалу не слышны, поверх, за стеклом, звучит голос диктора, который объясняет смысл эксперимента. Объясняет вполне в духе Стриндберга и конца 19 века, когда в моду вошли естественнонаучные сочинения, теория эволюции и влияния на живой организм среды обитания. На эти идеи наложились социологические теории, и человек стал рассматриваться как продукт (социальной) среды и экземпляр (социального) вида. В центре спектакля оказывается эротическая сцена между лакеем Жаном и Жюли, которая - вопреки самому смыслу эротики - тоже воспринимается как биолого-социальный эксперимент. Учитывая, что "Фрекен Жюли" считалась выдающимся театральным экспериментом Августа Стриндберга, можно сказать, что современная трактовка классической пьесы создает театральный метатекст - многоплановое восприятие спектакля, в котором семантические планы разворачиваются параллельно друг другу.
Вновь перед нами интеллектуальный театр, рассчитанный на очень грамотного зрителя, хорошо знающего текст пьесы. Больше половины событий не проговаривается, заменены пантомимой, символическим обозначением известных действий, намеком (сапоги графа, значение которых усилено - по сравнению с текстом Стриндберга, пиво и графское вино, птичка, которую Жан убивает без всякого комментария). Ряд сюжетных поворотов не показан и оставлен за кадром, как подразумеваемое. Комментарий, наложенный на живое изображение, напоминает о большом предисловии Стриндберга к пьесе, ставшем теоретическим обоснованием экспериментального театра. Комментирование сначала просто заменяет текст Стриндберга, затем несколько раз актеры вдруг обретают голос, изначальная пьеса пробивается сквозь комментарий; к финалу вновь господствует комментарий. Идея современного прочтения классики становится осязаемой, но происходит это и не без здоровой иронии, которая глубоко спрятана в подтекст.
Игра актеров (Кея Квестро, Ваня Рукавина, Йиска де Вит) очень хороша: мастерская пантомима, скупой жест и изредка произносимые эмоционально-насыщенные реплики - все это соответствует тому конспективному замыслу, который предложил нам Брам Янсен.
Блестящий, очень умный спектакль, заставляющий зрителя много рефлексировать. Начинаешь думать, что конспективно-рефлектирующие постановки (к этому классу спектаклей можно отнести и прошлогодний "Вишневый сад" Персеваля) - лучший продукт сегодняшнего европейского театра.
BramJansen_KijkennaarJulie_fotoSaris&denEngelsman_9218
BramJansen_KijkennaarJulie_fotoSaris&denEngelsman_9359
Фотографии предоставлены театром Балтийский дом и Компанией Брама Янсена
Tags: Брам Янсен, Смотреть на Жюли, Стриндберг, фестиваль Балтийский дом
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments