evg_ponomarev (evg_ponomarev) wrote,
evg_ponomarev
evg_ponomarev

Category:

Даниэль Баренбойм и Штаатскапелла Берлин

9 сентября
Михайловский театр

Сезон 2013/2014 открылся гастролями Штаатскапеллы. Скептики задолго говорили, что Кехман и Михайловский театр так громко презентуют нам Штаатскапеллу, будто договорились с Берлинер Филармоникер и Саймоном Рэттлом. В самом деле, для года Германии в России событие не самого высокого уровня, ибо оркестр Штаатскапеллы для Германии далеко не первоклассный оркестр. К тому же, не следует забывать, что это театральный оркестр (театра Восточного Берлина, на Унтер ден Линден), а не оркестр филармонический. К тому же, опера на Унтер ден Линден далеко не самая интересная в Германии, так что идти или не идти на гастроли Штаатскапеллы - для меня был вопрос непростой. Однако послушав оркестр Баренбойма летом в Лондоне ("Валькирия", отзыв чуть ниже), решил, что послушаю вторую симфоническую программу. И очень сильно разочарован.

Без хороших солистов Баренбойма слушать невозможно. Это, действительно, немецкий Гергиев (я, наконец, понял своих немецких друзей, которые его так называют) в том плане, что интерпретация в его исполнении полностью отсутствует. Звучит музыка, но она пуста, как нищая похлебка. Причем роднит Баренбойма с его российским коллегой еще и то, что он этого абсолютно не понимает. Он позер (странно, почему позер никогда не бывает по-настоящему хорошим дирижером: потому что музыка вообще не терпит позерства?), уверен в собственной гениальности - стоит только посмотреть, как он выходит или как раскланивается после концерта, - и поэтому не считает нужным что-то придумывать, обдумывать и интерпретировать.
Если Неоконченную симфонию Шуберта оркестр сыграл худо-бедно сносно (полагаю, что за счет профессионализма музыкантов и кажущейся простоты Шуберта), то на второй симфонии Элгара все стало окончательно ясно. Модернистская музыка, красивая до тошноты и сама по себе довольно пустая, сегодня требует не просто интерпретации, а интерпретационной тонкости. В исполнении Баренбойма красотищи было хоть отбавляй, а вот интерпретации не было ни на грош. Поэтому слушать было скучно, скучно, скучно, едва высидел. Зачем, собственно, Баренбойм выбирает такие сочинения, заведомо для него проигрышные, спрашивать не следует. Ответ очевиден: для него нет проигрышных сочинений. Он уверен, что играет блестяще все, что угодно. На то он и Баренбойм.
Но и с красотищей в оркестре есть проблемы. Даже в Шуберте (а там это слышно много лучше, чем в Элгаре), когда на форте вступает весь оркестр, особенно медные духовые, звук выходит грязный, почти зурна. Когда медные духовые играют по отдельности, удивляешься их профессионализму (все остальные группы не менее профессиональны). В чем тут дело? Полагаю, Баренбойм в некоторых случаях не в состоянии свести оркестр. Другого объяснения у меня нет. Дело в дирижере. На удивление. Потому что привычно говорить о том, что уровень оркестра низковат для уровня дирижера. А вот что уровень дирижера низковат для уровня оркестра - это бывает не часто. Но перед нами именно тот случай.
Тем не менее, отдадим Баренбойму должное, повторю из английского поста: это культурный музыкант, умеющий вести темы, слышащий музыку. О Гергиеве этого сказать нельзя. Одним словом, если бы можно было из них двоих выбрать худрука Мариинке, я не задумываясь отдал бы предпочтение Баренбойму.
На бис сыграли два оркестровых куска из "Травиаты": вступление к опере и вступление к последнему акту. Дежурно сыграли, совершенно без огонька. Увертюра к "Севильскому" вышла поярче, но "Севильский" вообще считается козырной картой Унтер ден Линден (так написано в путеводителе по Берлину. Я, честно говоря, послушал там "Севильского" без энтузиазма).
Публика была довольна, и ее можно понять. Петербург давно и надежно отучают от симфонической музыки наши домашние дирижеры. На фоне Татарникова с Гергиевым и Баренбойма можно принять за гения. А профессионализм оркестрантов ни в какое сравнение с нашими театральными оркестрами не идет.
Tags: Баренбойм, Государственная капелла Берлина, Михайловский, Михайловский театр, Штаатскапелла Берлин, гастроли в Петербурге, михайловский
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • "Отелло" Оскараса Коршуноваса

    18 октября Городской театр Вильнюса на сцене театра «Балтийский дом» Фестиваль «Балтийский дом» Большой зал, в котором заполнена только треть…

  • Мария Ильюшкина ищет своего лебедя

    «Лебединое озеро» 16 октября Новая сцена Мариинского театра Очередное «Лебединое озеро» Марии Ильюшкиной демонстрирует положительную…

  • Концерт Джойс ДиДонато

    15 октября Большой зал филармонии Еще накануне концерта три четверти зала не были проданы. В день концерта из продажи исчезли первые…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment