evg_ponomarev (evg_ponomarev) wrote,
evg_ponomarev
evg_ponomarev

Category:

Тристан и Изольда

27 июля
Альберт-холл
Пром 19


Тристан - Петер Зайферт Роберт Дин Смит
Изольда - Виолетта Урмана
Марк - Кванчуль Йон
Брангена - Софи Кох

Симфонический оркестр ВВС
Дирижер - Семен Бычков

А хорошо бы так у нас: сегодня играет Вагнера Гергиев - а завтра Штаатскапелла под управлением Баренбойма. Чтобы просто иметь возможность сравнить. Но поспешу прервать вступление, ибо тянет в сторону: очень многое в Лондоне не так, как у нас...
Оркестр Баренбойма я все же предпочитаю оркестру Би-би-си. Звук сочнее, темы точнее, германская обстоятельность. Да и самого Баренбойма приходится предпочесть дирижеру ленинградской школы Семену Бычкову. Ибо Баренбойм очень внимателен к певцам. Поворачивается к ним, указывает палочкой, дирижирует. Бычкова интересует только оркестр, певцы остаются у него за спиной, и он на них не смотрит. И не особенно слушает.
Главной бедой этого вечера оказалась замена Тристана. За день до концерта всем купившим билеты на электронную почту пришло письмо с сожалением, что Зайферт не сможет исполнить Тристана. Вместо него будет петь Роберт Дин Смит. И извинения организаторов. А вот бы и у нас так: как только пропадает с афиши фамилия "Монастырская", сразу всем купившим билеты письмо с извинениями и сожалением. И снова останавливаемся, а то, глядишь...
Проблема в том, что у Роберта Дина Смита очень тихий тенор (при том, что он поет Вагнера по всему миру, Тристана в том числе). Слышно его было только в тех местах, где у Вагнера пиано. Пригласить на замену в Альберт-холл такого певца мог либо большой приколист, либо человек, погрязший в безысходности. Бычков же, по-видимому, решил, что слабый голос - это личная проблема Смита, и гремел, не заморачиваясь. Я даже подумал, не нужно ли было что-то подправить в Ленинградской консерватории на дирижерском факультете лет эдак 50 назад . Не завелся ли там в те годы этакий вредитель (а именно профессор Мусин - общий педагог Гергиева и Бычкова), который учил всех молодых ребят: "Певец, пацаны, много о себе думать стал. Научим его родину любить!". Если Баренбойм ведет певца оркестровым звучанием, то Бычков вступает с певцом в неравный бой. Поэтому Тристана в опере не было. Он погиб сразу, с первым форте.
Урмана, с одной стороны, вроде бы пела хорошо. Но, с другой, она тоже как-то терялась с отсутствием Тристана. На максимальное оркестровое форте даже сильный голос Урманы пропадал. И тут приходили мысли о том, что то ли певица не на пике формы, то ли поет без куража. Скорее, второе. Но и первое не исключено. Местами пение Софи Кох даже казалось интереснее, хотя ее тембр исключительностью не отличается.
Проще всего было Кванчулю Йону. Полагаю, что он всегда, что бы ни случилось, поет так же добротно, как в эту субботу, и никакой кураж ему при этом не нужен. Впрочем, если бы нашелся столь же добротный Тристан, претензий было бы значительно меньше.
Лондонский зритель - зверь опытный, поэтому с самого начала на всех этажах Альберт-холла зияли основательные проплешины, а на арену можно было в прямом смысле слове идти с раскладушкой (во время аншлаговых представлений она забита стоящими так, что даже сидеть не разрешают. Бывает, стоят так плотно, как раньше на первомайской демонстрации). Перед началом третьего действия зал потерял до трети слушателей, ибо дальше около часа солирует тенор. Я лично попытался компенсировать себе отсутствие тенора посещением буфета, но не помогло. Пока Тристан не помер, росло и росло раздражение. Но сцена смерти Изольды прошла очень хорошо - ради нее и остался.
Странное в целом ощущение. Не скажу, что Бычков дирижирует плохо. Не скажу, что оркестр плохой - хороший оркестр, ни в какое сравнение с Мариинкой. Но, в то же время, оркестр и его Бычков просто убили оперу. Бывает такое и в Лондоне.
Tags: Кванчуль Йон, Роберт Дин Смит, Семен Бычков, Симфонический оркестр ВВС, Софи Кох, Урмана
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments