evg_ponomarev (evg_ponomarev) wrote,
evg_ponomarev
evg_ponomarev

Category:

Каменноостровский театр. Мера за меру

31 января
БДТ
Каменноостровский театр

Вернулся к петербургскому театральному сезону.
Посетил, наконец, Каменностровский театр, открытый с не очень большой помпой в сентябре 2012 года. Сначала несколько соображений о самом Каменноостровском театре.
С одной стороны, очень приятный зал, со вкусом спланированный и напоминающий дизайном славную архитектурную эпоху русского классицизма. С другой стороны, откровенный новодел с огромным подземным этажом, лифтами и ламинадными лестницами под дерево. Это здание, как известно, единственный деревянный театр в Петербурге, очень хорошо сохранившийся (до неожиданно нагрянувшей рестраврации), в котором еще Пушкин бывал. Мы как-то с детства привыкли, что это памятник, который надо воспринимать исключительно снаружи, в его спартанской красоте. Но чиновникам от культуры, для которых Петербург - это огромное поле охоты на бабло, так не кажется. Они решили сделать театр театром. Грузин Чхеидзе, случайный человек в петербургской культуре, легко на это дело повелся. И можно констатировать: благодаря деятелям времен Матвиенок-Полтавченок и прикрывшему злодеяние авторитету БДТ, которым почему-то давно распоряжается какой-то Чхеидзе, от памятника культуры не осталось ничего: камня на камня, то есть доски на доске. Почти уверен, что историческое дерево фасада выкинули на помойку, заменив его новым (если нет или не до конца, то выкинут очень скоро, ибо старое дерево не терпит центрального отопления, лифтов, стеклопакетов и прочего, именуемого красивым словом "новодел"). Огромный подземный этаж навсегда похерил возможность каких-то раскопок на этом месте. И так далее. Кстати, не помню, чтобы хоть какой-то градозащитник громко кричал об этом чудовищном вандализме 21 века.
Цены на билеты в Каменноостровском театре очень высоки. Например, открывавшая этот зал "Трактирщица" Гольдони в постановке Андрея Прикотенко с Ксенией Раппопорт в главной роли до сих пор стоит минимум 1500 р., максимум 5000 р. Говорить о том, что никакая постановка никакого Прикотенко и никакая Раппопорт не стоит таких денег, бессмысленно. Это очевидно. Но: театр очень маленький - и, чтобы окупить затраты, приходится брать со зрителя много. БДТ, перенесший в Каменноостровский театр всю программу малой сцены, сталкивается со вполне ожидаемой проблемой отсутствия зрителей. На малой сцене под потолком знаменитого здания на Фонтанке все те же спектакли стоили намного дешевле. На новых спектаклях, поставленных специально уже для этой сцены, проблема та же. Не знаю, как обстоит дело с "Трактирщицей", но довольно дешевая "Мера за меру" (автор, заметим, Шекспир; постановщик - модный Анджей Бубень; играют очень известные театральному Петербургу Геннадий Богачев и Валерий Дегтярь), премьера которой состоялась месяц назад, собирает едва ли ползала, среди которых артисты театра Лосев и Носков, их гости и пр.
Полагаю, что Каменноостровский театр, в принципе, построен не для БДТ. А для жителей тех вилл, за заборы которых теперь не заглянуть. Например, рядом с театром, как известно, расположена дача Половцева, памятник архитектуры, доступ к которому должен быть свободным - и был до недавнего времени. Теперь дача Половцева отделена от граждан России непроницаемым забором, в обширный парк, принадлежащий даче, больше не войти и т.д. и т.д. Вот для тех, кто тихо приватизировал памятники петербургской архитектуры, и сделали Каменностровский театр. Надо же где-то проводить корпоративы и семейные торжества приличным людям. А БДТ -красивая вывеска. Может, и в корпоративах участвует, а чего?... Уровень каменностровских спектаклей от корпоративов недалеко ушел.

Просмотренная мною "Мера за меру" была октровенной потерей времени. С самого начала и до самого конца ощущение было одним: по сцене ездят какие-то конструкции, звучит какая-то музыка (слишком громко, кстати, звучит: мешает актерам говорить, а говорят они под музыку много) - записанная где-то в Варшаве и Кельне под руководством кого-то из Ванкувера, с польскими и немецкими музыкантами, если судить по фамилиям - понты, понты, понты... - ходят артисты, что-то говорят, но зачем это все происходит, совершенно не понятно. Если бы я себе читал текст Шекспира, я делал бы это куда осмысленнее и серьезнее, чем это делают актеры, направленные модным Бубенем. Интонации и движения, с которыми произносятся фразы, чаще всего им не соответствуют. Изабелла, например, возмущенная домогательствами Анджело, на всякий случай раздевается. Так она возмущена - или собирается дать? По монотонной интонации тоже не поймешь: чувствуется, что длинный текст Шекспира изрядно достал актрису и стоящего за ней режиссера, его надо проговорить, типа классика, но для настоящего спектакля нужен прикол. Если бы Бубень хоть с этим справился, приколы бы придумал умно и расставил бы их умело, это еще можно было бы смотреть. Но самое прикольное в спектакле - фамилия режиссера.
В спектакле занято довольно много людей. До конца девяностых я смотрел в БДТ все спектакли (по инерции, начиная с последних товстоноговских лет), я знал все про БДТ, я был завсегдатаем. Я не знаю три четверти фамилий, указанных в программке. Вот это и есть сегодняшний театр им. Товстоногова. В фойе Каменноостровского театра зачем-то развешаны фотографии спектаклей Товстоногова и Юрского с Юрским, Лебедевым, Луспекаевым. Какое отношение они имеют ко всему этому? Думается, Георгий Александрович, посмотрев это забубенное действо, выгнал бы поганой метлой, как торгующих из храма, всех принимавших участие в этом непотребстве. И Чхеидзе бы погнал (хоть и грузин), взглянув на то, во что превратил за 20 лет этот человек его детище. Воздал бы, так сказать, мерой за меру.
Впрочем, Бубень, по-видимому, нечто сродни Жолдаку. Допустим, Дегтярь последнюю свою приличную роль сыграл лет 15 назад - в спектакле "ART". Но вот Геннадий Богачев, прошедший настоящую товстоноговскую школу, в какой халтуре бы ни появлялся ("Васса Железнова", "Шут Балакирев"), всегда играл ярко. Честно скажу: я впервые видел никакого Геннадия Богачева, и это поразило меня. Сделать из Богачева пустое место - это надо иметь особый режиссерский антиталант, это надо так ненавидеть актера и сам дух театра, что Анджей Бубень перестает быть прикольным сочетанием звуков и становится вполне осязаемым ...
Tags: Анджей Бубень, БДТ, Геннадий Богачев, Дегтярь, Каменноостровский театр, Мера за меру, Новая сцена БДТ, Шекспир
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • "Отелло" Оскараса Коршуноваса

    18 октября Городской театр Вильнюса на сцене театра «Балтийский дом» Фестиваль «Балтийский дом» Большой зал, в котором заполнена только треть…

  • Мария Ильюшкина ищет своего лебедя

    «Лебединое озеро» 16 октября Новая сцена Мариинского театра Очередное «Лебединое озеро» Марии Ильюшкиной демонстрирует положительную…

  • Концерт Джойс ДиДонато

    15 октября Большой зал филармонии Еще накануне концерта три четверти зала не были проданы. В день концерта из продажи исчезли первые…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments