evg_ponomarev (evg_ponomarev) wrote,
evg_ponomarev
evg_ponomarev

Берлинский филармонический (№ 37/2013)

11 января
Большой зал Берлинской филармонии

Оркестр Берлинской филармонии
Дирижер - Риккардо Шайи

Блестящая программа Берлинского филармонического. В первом отделении - четвертая Мендельсона (до мажор), во втором - шестая Брукнера (до мажор). Полагаю, что тональность и сыграла главную роль в создании программы. Хотя в программке и объясняли долго связь между двумя композиторами и двумя симфониями. Показательно, что Берлинская филармония и создатели программ (Риккардо Шайи?) уделяют этому много внимания. У нас обычно благодарят и кланяются, благодарят и кланяются. Спросить, как возник замысел той или иной программы, не приходит в голову. А если спрашивают (не очень грамотно, надо сказать - был свидетелем на пресс-конференции), то дирижеры обычно отшучиваются. На ту же тему: мало ли что мы играем...
Риккардо Шайи - выдающийся дирижер. То, что Берлинский филармонический звучал безупречно, вероятно, сообщать не надо. Но то, что к этому прилагалась замечательно продуманная интерпретация, делающая из Мендельсона философский трактат, - это исключительно важно. При этом философия музыки вовсе не растворяла чувства, это была прочувствованная философия - чем, я полагаю, и является настоящая симфоническая музыка. Боюсь, рассказать подробнее словами о впечатлении уже не смогу, кроме того, что симфония Мендельсона в исполнении Шайи до сих пор звучит в голове...
Шестая Брукнера берлинской публике понравилась много больше. Если бы оценки расставлял я, я бы передвинул оценку на Мендельсона. Слишком уж с драйвом прозвучал Мендельсон, которого мы в России привыкли слышать без всякого драйва. Понятно, Брукнер больше, мощнее и сам по себе с драйвом. В первой части показалось, что Шайи выявил в Брукнере джазовые ритмы. Ближе к концу симфония все больше и больше напоминала Вагнера - за исключением, пожалуй, ее прямолинейности: форте - пиано, форте - пиано. Не скажу, что отношу себя к фанатам такой музыки, но слушать было очень интересно. Полагаю (если ничего не забыл), что этой симфонии я до Шайи не слышал, но несмотря на это (и по сравнению с неоднократно слышанным Мендельсоном), могу утверждать, что дирижер придумал идею симфонии от начала до конца.
Овацию, которая поднялась по окончании, трудно передать. Дирижера вызывали и после того, как он отпустил оркестр. Дирижер вышел - и овация продолжалась. Никогда в России на моей памяти такого не бывало. Да и в Германии, пожалуй, - хотя, скажу честно, не всегда сидел до конца. В данном случае, эта честь, безусловно, заслуженна. Весь успех концерта принадлежит интерпретации Шайи.
Tags: Берлинская филармония, Берлинский филармонический, Риккардо Шайи
Subscribe

  • Премьера "Сельской чести"

    25 ноября Новая сцена Мариинского театра Идеальная опера для времен коронавируса — продолжительностью 1 час 10 минут. Плюс 25 минут ожидания…

  • Сулимский и Сержан в "Макбете"

    13 ноября Мариинский театр Переслушал «Макбета» в почти идеальном составе (разве что Банко был не И.Абразаков, а Петренко — и кстати, очень…

  • "Маузер", спектакль про революцию

    2 сентября, премьера Александринский театр Пропуская пару интересных событий по болезни, хочу поделится некоторыми впечатлениями от событий…

  • Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments