evg_ponomarev (evg_ponomarev) wrote,
evg_ponomarev
evg_ponomarev

Categories:

Ревизор

15 ноября
Александринский театр

Через десять лет после премьеры собрался-таки посмотреть фокинского "Ревизора". С одной стороны, был приятно удивлен: по тем отзывам, что читал, полагал, что спектакль много хуже. С другой стороны, сложилось четкое впечаление: все что есть в спектакле фокинского - дрянь и пошлятина, а вот проблески Мейерхольда - очень интересны.
Впрочем, кое-что и в фокинском спектакле не такая уж и дрянь. Хороша идея музейного "Ревизора" - исторического, рефлексирующего. Первая сцена воспроизводит рисунок декорации первой (гоголевской) постановки, которая, как известно, состоялась именно в Александринке. Вторая сцена (комната в трактире, где остановился Хлестаков) воспроизводит декорацию ГОСТИМа с характерной закругленной лестницей. Хороша и декорация богатого петербургского дома, опускающаяся посреди сцены вранья (под слова "У меня дом первый в Петербурге") и пропадающая после разоблачения Хлестакова(а все семейство городничего цепляется при этом за колонны, как за несбывшуюся мечту). На этом, пожалуй, удачи заканчиваются. Идея сделать Хлестакова уголовником (и соответственно этому решить и роль Осипа) очень органично и актуально, надо думать, смотрелась в 1926 году. Переставляя это в году 2002-м, нужно было придумать новое решение. Но где же г-ну Фокину найти новое решение? У него хор из чиновников и плавательные шапочки на головах один к одному повторяют идеи из спектакля "Двойник". Новизна тут и не ночевала. Не говоря о том, что режиссерские решения Фокина откровенно пошлы. Он даже Хлестакова-уголовника не может выдержать стильно. В трактире это смотрится интересно, но уже в сцене вранья (очень неудачно - однопланово предсказуемо, банально - решенной) сменяется такой пошлятиной в квадрате (надрывным наигранным криком - без тени воровской сентиментальности), что становится стыдно за неумеху - понтового режиссера.
Перефразируя одного известного артиста: не столь страшно, наверное, получить пулю в затылок, сколь страшно другое: через сто лет главным последователем перевернувшего мировой театр режиссера оказался некий Фокин...
Второй акт спектакля много хуже первого, что для г-на Фокина практически норма: у режиссера одноактное дарование. Точнее, это режиссер одной идеи. На один акт растянуть ее с грехом пополам удается, на два уже никак.
Актерские решения тоже большей частью неудачны. Хорошо зная, сколь пошл Лысенков во всех своих проявлениях, хотел посмотреть в роли Хлестакова неизвестного мне Виталия Коваленко. Коваленко играет так, что становится совершенно ясно: спектакль ставился на Девотченко. Актеров сугубо вторичных уважать, простите, не могу. Смотрю я на него, слушаю итонации - и понимаю: Девотченко играл это так-то и так-то. В любом случае, много лучше. Ибо Девотченко, при всех его грехах, не обезьяна, а оригинал. Известных актеров Александринки старшего поколения Фокин, как обычно, занимает во второстепенных ролях (ибо уважение к Мейерхольду не распространяется на Вивьена - интересно, а Фокин фамилию эту знает?) - причем решает их так, что роли становятся полностью второстепенными. Из Виктора Смирнова (едва ли не лучшего артиста сегодняшней Александринки) можно сделать гениального Ляпкина-Тяпкина. У Фокина судья - вечно бухой приколист, все. Николай Мартон мало того что не похож на Землянику фактурой (вот Яншин в фильме был идеальной "свиньей в ярмолке"), он и сыграть Землянику не может - ибо играет хорошо только роли другого плана, пафосные. Единственная актерская удача спектакля - это Паршин в роли Городничего. Паршин играет так же паршиво, как обычно, но его актерская пустота оказывается идеальной в решении образа - это идеальный портрет современного чиновника, который не просто пуст, как барабан, он не скрывает этого и этим гордится. Впрочем, попадание в яблочко здесь произошло не волей режиссера, а волею случая. Надо было выдать Паршину роль - вот и дали по чину.
Все больше убеждаемся, что Фокин - это понты. И еще зады, позаимствованные у великих. Он бы хоть у Тимофея Кулябина (http://evg-ponomarev.livejournal.com/47433.html) профессионализму, что ли, поучился. Ну сколько можно доверять великие театры малокультурным недоучкам? Долой Фокина, в советский ДК его, в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов - это его уровень.
Tags: Александринский театр, Виктор Смирнов, Девотченко, Коваленко, Мартон, Паршин, Ревизор, Фокин
Subscribe

  • "Шейлок" Александра Калягина

    31 марта Театр Et cetera, Москва Моя любовь к театру Et cetera под руководством А.Калягина началась довольно давно. Чуть больше десяти лет назад…

  • "Отелло" Оскараса Коршуноваса

    18 октября Городской театр Вильнюса на сцене театра «Балтийский дом» Фестиваль «Балтийский дом» Большой зал, в котором заполнена только треть…

  • Мария Ильюшкина ищет своего лебедя

    «Лебединое озеро» 16 октября Новая сцена Мариинского театра Очередное «Лебединое озеро» Марии Ильюшкиной демонстрирует положительную…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments