evg_ponomarev (evg_ponomarev) wrote,
evg_ponomarev
evg_ponomarev

Category:

Ксавье де Местр и L'Arte del Mondo

Большой зал филармонии
10 ноября
Третий фестиваль камерного исполнительства "Серебряная лира"

Ксавье де Местр позиционируется как виртуоз. Действительно, играет он классно, особенно если смотреть на его руки. Однако большая проблема арфиста-виртуоза - отсутствие специальных сочинений для арфы. В программе была одна лишь вещь для арфы соло (гранд-фантазия "Мандолина", автор Пэриш-Алварс, английский арфист и композитор XIX в.), все остальные номера программы - переложения иной музыки. И вот в этой транфсформации все дело. Арфа, наверное, не в состоянии заменить ни гобой (в концерте Марчелло), ни скрипку (в музыке Вивальди). Или переложения Штефана Климе, которые играл нам де Местр, такого рода? Не знаю. Но могу понять любителей старинной музыки, уходивших с концерта после первого отделения, разочарованных, во-первых, тем, что арфа де Местра - не барочная, а во вторых, самой музыкой. Прослушав в конце программы "Зиму" Вивальди, известную мне почти наизусть, могу сказать, что переложения Климе для арфы не только сокращают классическую музыку, но и видоизменяют ее - порой почти до неузнаваемости. Если бы вторую часть знаменитого концерта сыграли без предварительного объявления, я бы Вивальди не узнал.
При всем при том - де Местр, действительно, арфист очень классный. И, если отвлечься от аутентичности исполняемой музыки, играет он очень эффектно. Хотя и откровенно попсово. Он эффектно выходит на сцену, эффектно кладет руки на струны, и столь же эффектно исполняет музыку.
Барочный ансамбль "L'Arte del Mondo" сильного впечатления не произвел. В начале второго отделения они сыграли концерт Франческо Дуранте - единственный номер без арфы. Сыграли прилично, но и только. Судя по списку солистов, с которыми они работали, это коллектив, изначально склонный к попсоизации барочной музыки. Только не ясно, зачем тогда играть на барочных инструментах: не проще ли взять современные?
Одним словом, закрытие фестиваля "Серебряная лира" оказалось совершенно иным, чем концерт-открытие. Оно было почти провокационным, ставящим вопросы о соотношении современного исполнительства и старинной музыки. Но от этих вопросов интерес к концерту становится только выше
Tags: l'arte del mondo, Ксавье де Местр, Петербург, Серебряная лира, филармония
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Сказки Гофмана

    30 июля Новая сцена Мариинского театра Премьера Почему Валерий Гергиев — музыкальный руководитель постановки — отказался дирижировать первым…

  • Гала-концерт балета: все звезды

    25 июля Мариинский театр Формально этот (и похожий, прошедший накануне — 24 июля) балетный гала был мощной демонстрацией балетных возможностей…

  • Хибла Герзмава в Мариинском театре

    22 июля Новая сцена Концерт знаменитого сопрано, звезды мировой оперы, а теперь и приглашенной солистки Мариинского театра, собрал весь…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments