evg_ponomarev (evg_ponomarev) wrote,
evg_ponomarev
evg_ponomarev

Categories:

Дон Кихот, Осипова-Васильев

12 апреля
Михайловский театр

Вчерашний "Дон Кихот" имеет все шансы войти в историю петербургского балета как один из знаменитых "Дон Кихотов" новейшего времени. Сопоставим со вчерашним спектаклем, пожалуй, только мариинский "Дон Кихот" Вишнева-Рузиматов, которому уже больше 10 лет. Вчера мы видели не просто выдающийся спектакль Натальи Осиповой и не просто нормальный спектакль Ивана Васильева, на который - приятной неожиданностью - пригласили еще и Андрея Меркурьева. Это был в целом очень яркий спектакль, энергетический, заводящий и завораживающий.
В михайловском "Дон Кихоте" красивые декорации и иной стержень балета, вполне имеющий право на существование. Минусами этой хореографической версии мне показались следующие вещи: 1) очень уж разухабистый танец цыганки под музыку, напоминающую помесь Иоганна Штрауса с Яном Френкелем, но никак не Минкуса; 2) ненужная в своей эффектности диагональ Базиля, предваряющая уникальную вариацию Китри с выбросом ног и зависанием над сценой - весь эффект от потряющей вариации смазывается; 3) беспомощно-невнятная хореография сцены дриад (спасибо, вариацию Китри оставили без изменений!) - при том, что у Петипа-Горского это выдающийся кусок.  
Наталья Осипова вчера танцевала гениально, получалось у нее в этот вечер абсолютно все, включая фуэте (которые нередко у нее смазываются). Иван Васильев снова был расслаблен а ля "Лауренсия", особенно в первом акте: носок до отказа не тянул, спину временами сутулил, вращения и прыжки делал не всегда чисто. Особенно ярко проявлялась вся эта небрежность на фоне яркого Андрея Меркурьева, который не просто танцевал блестяще, но еще и играл блестяще. Например, в таверне, во время танца Мерседес интереснее всего было смотреть не на Мерсердес, а на великолепный жест Меркурьева, когда он стоит на сцене и хлопает в ладоши.
Виктория Кутепова (уличная танцовщица) танцевала на хорошем среднем уровне, но особенно запомнилась двоечка цветочниц, которые не просто работали в унисон, но и очень технично выполняли довольно сложные элементы. В Мариинском такого уровня не бывает. Заглянул в программку и понял, в чем дело: Сабина Яппарова и Юлия Тикка - вообще-то солистки. Очень правильное решение, надо сказать. Очень приличными были все пантомимные сцены, характерный танец цыгана (Александр Омар) тоже понравился. Так что дело не только в выдающихся солистах. Они тянут за собой весь коллектив театра, который постепенно выходит на высокий, мировой уровень.
Разумеется, в большой семье не без урода. Вероника Игнатьева (Амур) ниже всякой критики. А вот повелительница дриад (Ирина Кошелева) сначала даже понравилась: мягкий хороший жест, хорошие руки, прыжок вроде бы есть. Половину своей вариации исполнила очень хорошо. Но потом... Вместо итальянских фуэте сделала что-то настолько пошлое со втыканием рук в воздух (если это придумал Михаил Мессерер, чтобы закрыть непрофессионализм труппы, то балетмейстер расписался в полной профессиональной несостоятельности. Ему бы на дуатовской "Спящей" поучиться убирать сложность балетов Петипа), а в диагонали с тремя шпагатными прыжками окончательно показала, что партия не для нее.
Но главный прокол - это дирижер Павел Бубельников. Во-первых, оперному дирижеру не место на балете. Во-вторых, если импортировать дирижеров, то никак не из Мариинского театра, в который после 1988 г. не брали ни одного талантливого дирижера. Бубельников испортил Васильеву фуэте в па-де-де. Иван начал вращения, а этот кретин (народный артист России, нужное подчеркнуть) в это время мух на потолке считал. Музыка зазвучала где-то на четвертый оборот. Зачем Кехман поссорился с Ференцем? Он звезд с неба не хватал, но в целом был дирижером культурным.
Главная задача Михайловского театра на сегодня - выписать из Европы большого дирижера. Не обязательно знаменитого (хотя, если это будет Аббадо, мы не обидимся), но талантливого и культурного.
В целом же, несмотря ни на что, вчера был выдающийся, исторический спектакль. Я понимаю, что "Дон Кихот" у Наташи накатанный, но вчера, помимо техники, было и вдохновение. Я очень рад за Наташу: после весьма средней (для ее уровня) "Баядерки", перед готовящимся "Лебединым" (которое у нее, я уверен, получится, но, вероятно, не сразу) нужен был блестящий спектакль, и она его исполнила.
Tags: Александр Омар, Андрей Меркурьев, Вероника Игнатьева, Ирина Кошелева, Мессерер, Наталия Осипова, Наталья Осипова, Сабина Яппарова, Юлия Тикка, бубельников, иван васильев, мессерер, наталия осипова, наталья осипова
Subscribe

  • Ким, Шакирова, Сергеев в балете "Шурале"

    23 октября Мариинский театр Мы не часто смотрим «Шурале» — я, например, пришел третий раз с момента возобновления 2009 года. И каждый раз…

  • "Отелло" Оскараса Коршуноваса

    18 октября Городской театр Вильнюса на сцене театра «Балтийский дом» Фестиваль «Балтийский дом» Большой зал, в котором заполнена только треть…

  • Мария Ильюшкина ищет своего лебедя

    «Лебединое озеро» 16 октября Новая сцена Мариинского театра Очередное «Лебединое озеро» Марии Ильюшкиной демонстрирует положительную…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments