evg_ponomarev (evg_ponomarev) wrote,
evg_ponomarev
evg_ponomarev

Category:

Кристиан Захариас и "Виртуозы Москвы"

11 апреля
Концертный зал Мариинского театра

Большой музыкант Кристиан Захариас, умный, тонкий, харизматический - несмотря на скромность и сдержанность движений. А еще замечательный дирижер, ибо прямо во время концерта демонстрировал нам, что надо делать с "Виртуозами", чтобы они играли на совесть.
Тетушки рядом со мной ожидаемо причитали: жаль, что нет Спивакова. Полагаю, что три четверти зала, если не больше, причитания разделяли. Ибо пришли не на какого-то там Захариаса, а на давно знакомых "Вирутозов". Не знают тетушки, как им повезло, что за пультом стоял не самовлюбленный и полностью растерявший свой большой талант российский музыкант, а музыкант настоящий. 
Если каким-то коллективом в течение нескольких лет руководит Владимир Спиваков, то коллектив лабает, а не исполняет. Это на сегодня аксиома. Таков якобы Национальный оркестр, таковы давно "Виртуозы Москвы", живущие брендом и дивидендами и полагающие, вслед за своим бессменным лидером, что особенно напрягаться во время концертов не стоит. Впервые за многие годы, ближе к концу концерта, "Виртуозы" мне очень понравились. Заслуга Захариаса.
Сначала играли 80-ю Гайдна. Во время первой части я решил, что на 95-ю Лондонскую, завершающую программу, я не остаюсь. Традиционный для "Виртуозов" не сведенный звук привычно раздражал. К середине симфонии я вдруг начал внимательно слушать, ибо группы инструментов перестали расходиться и зазвучали общим рисунком, в котором стала прослеживаться яркая, интересная интерпретация. К концу симфонии я уже готов был простить невысокое индивидуальное мастерство отдельных музыкантов за четкий общий замысел музыкального текста, изящные паузы, неожиданно красивые переходы от форте к пиано. Решил, что на Лондонскую остаюсь.
Концерт № 15 Моцарта для фортепиано с оркестром вполне оправдал ожидания от Захариаса-пианиста. Он играет очень чисто (в отличие от наших доморощенных, у которых педаль бывает "почти не слышно", у него педали не слышно вовсе), не доминируя, демонстрируя замечательное единство звука рояля и оркестра. При этом он ведет оркестр за собой. Дирижирует не между прочим, как большинство пианистов-дирижеров, а по-настоящему. Ясности дирижерского жеста Гергиеву бы у него поучиться. 
16-й концерт Моцарта во втором отделении получился еще ярче. Захариас, слегка скованный в первом отделении - вероятно, от аплодисментов между частями, стал раскрепощеннее, харизматичнее. Оркестровый звук вслед за ним поднапрягся, стал натянутым. Стало видно, что музыканты стараются. Впрочем, когда Захариас сыграл на бис кусочек сам, переложив и оркестровую партию на рояль, стало ясно, что оркестр слегка недорабатывает.
К Лондонской симфонии Гайдна оркестр воскрес совсем. Такого яркого звучания не упомню у "Виртуозов". Вновь яркая и ясная интерпретация, ложившаяся, на сей раз, на настоящую работу оркестра. Первая скрипка и первая виолончель по-настоящему выделялись и даже духовые звучали прилично.
Поучительная иллюстрация получилась для молодых музыкантов: оркестр - это на 70 процентов дирижер. А зритель имел возможность наблюдать, как растет на сцене энергетика и как на глазах прибавляет заведомо провальный оркестр. Редкий случай.
 
Tags: Виртуозы Москвы, Гайдн, Кристиан Захариас, Моцарт, Петербург, Спиваков, спиваков
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments