evg_ponomarev (evg_ponomarev) wrote,
evg_ponomarev
evg_ponomarev

Category:

Артемис-квартет

23 ноября
Концертный зал Мариинского театра

Удивляет меня по-прежнему, что в нашем городе на раскрученные (и притом уже выжатые, давно знакомые, ничего нового не являющие) имена, вроде Лопаткиной и Цискаридзе, Хворостовского и Грицацуева, билеты стоят больших денег - и их при этом не достать. А когда впервые выступает один из лучших европейских квартетов и нам предлагают послушать его за 300 рублей, набирается едва ли ползала. Впрочем, в этой ситуации есть много плюсов: за 300 рублей можно сидеть в первом ряду партера (в Берлинской филармонии не прокатит!) и покупать билет без ажиотажа.
Артемис-квартет я слушал впервые и был поражен яркостью звучания. Немецкие квартеты вообще звучат так, как никакие другие не могут. Но тут к слаженности, вкусности, виртуозности, глубокой культуре исполнения добавляется лиризм и душа. Возможно, потому что первую скрипку играет наша соотечественница Наталья Прищепенко. А возможно, и потому, что настоящий музыкант живет музыкой.
Пожалуй, Артемис-квартет понравился мне больше, чем квартет Берлинской филармонии, который мне доводтлось слушать несколько раз. Квартет Берлинской филармонии очень хорош, до умопомрачения профессионален, но, как свойственно немецким музыкантам, немного педантичен. Он играет так, как положено. А Артемис-квартет обладает всеми теми же достоинствами (по мере того, как на первый взгляд выходит то один, то другой инструмент, отмечаешь про себя: ничего себе вилолончель! Класс! Ну и альт! Не хуже Башмета, но без башметовских понтов! А скрипки с первого такта поражают), но совсем не обладает педантизмом. Они играют не как положено, а как вот сейчас, в данный момент лежит душа. И получается замечательно. Показательно, что перед наполненным бурными чувствами 1-м квартетом Бартока все четверо долго стоят, вслушиваясь в себя - как японские артисты перед спектаклем.
Гайдна (квартет ре мажор) часто играют механически, по-клавесинному, по-музейному. У Артемис-квартета Гайдн звучит почти как современный композитор, ярко, интересно, актуально - и при этом совершенно аутентично. Барток (струнный квартет № 1, ля минор) и Равель (квартет фа мажор) сыграны так, будто модернизм - это наше сегодня. Как будто блестящие артисты играют перед нами те самые эмоции, которые и мы вслед за ними переживаем. Наверное, это и есть высший класс камерной музыки - сделать ее музыкальным спектаклем.
Tags: Артемис-квартет, Грегор Сигль, Наталья Прищепенко, Фридеманн Вайгль, Экарт Рунге
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments