evg_ponomarev (evg_ponomarev) wrote,
evg_ponomarev
evg_ponomarev

Category:

Парк

14 апреля
Мариинский театр
Открытие фестиваля "Мариинский"

Балет Анжелена Прельжокажа "Парк" - балет выдающийся, если его танцуют большие танцовщики, и совершенно тоскливый, если исполнители заурядные. Это фантазия на тему века Людовика XIV, выполненная в жестких рамках современной балетной эстетики. Так называемые "садовники", обрамляющие все три части балета, люди будущего, олицетворение Парка сегодня. Особенно ярко этот момент проявляется в третьей части. Открывается она танцем мертвой героини, завершается детскими голосами: парк Людовика сегодня используется иначе; прежний парк, полный флиртующей молодежи, сменился парком играющих детей. Ирония первой части на тему куртуазной культуры и искусных любовных игр постепенно дорастает до подлинной любви, а любовь до трагического дуэта героя и героини в третьей части. Энергия постоянно нарастает: флирт сменяется подлинной любовью, ирония - трагизмом, стилизация - путешествием во времени. Герои из прошлого любили страстно - но они давно мертвы, и только Парк хранит память о них.
Спектакль Мариинского театра производит, на удивление, приятное впечатление. Диана Вишнева очень хороша - умеет, когда хочет. Говорят, правда, что Прельжокаж сделал ей на генералке замечание за излишние руки - что ж, может, на пользу пойдет. Выпендриваться можно на поклонах, да и то. Выпендреж в танце - гибель балерины. У Прельжокажа руки вообще нужны жесткие, почти негнущиеся. Но в трех дуэтах "Парка" появляется вдруг романтическая мягкость: лебедь тут, конечно, лишнее, но плавность рук необходима. В общем, кричал он на нее или не кричал, но руки на премьере были в аккурат такие, как нужно. Не исключено, впрочем, что как уедет Прельжокаж... Увидим. Особенно удались проход в начале второй части, обезжизненное тело в руках у "садовников" в начале третьей и страстные дуэты в конце второй и третьей частей.
Зверев же не тянет балет совершенно. Носил сносно - а все остальное ни в какие ворота. С романтизмом и гибкостью наш новый премьер не дружит. И со вкусом, похоже, тоже. Пригласили бы на премьеру гостя - если не ле Риша, то хоть Малахова. До сих пор помню дуэт третьей части, который Вишнева танцевала с Малаховым два года назад на гала-концерте фестиваля.
Что касается кордебалета, то Прельжокаж и его ассистенты, похоже, здорово накрутили ему хвосты. Девочки были очень приличны. Хороши мальчики-садовники. Мальчики эпохи Людовика много хуже, но мы давно знаем: нет у нас мальчиков. Не хватало, конечно, отточенности и синхронности всех движений, которые есть в Опера де Пари. Но, сравнивая со спектаклем балета Берлинской оперы, который видел, смело могу сказать: сегодняшний спектакль Мариинки много лучше.
Менее всего готов к такому балету Мариинский зритель. Прельжокаж в "Парке" соединяет балет модерн с элементами балета контэмпорэн. Медленные выходы и проходы, длительные паузы, стояние на сцене, переодевание на сцене, давление тишины - все это значимые элементы спектакля. Наш же зритель полагает, что если нет музыки, то нет и балета. Он привык воспринимать балетный текст как серию кусочков - вариаций прим и характерных танцев - с пустыми паузами между. Шум и разговоры в паузах показательны, аплодисменты после каждого номера тоже - ну любит наш зритель похлопать, иначе ему скучно. Одним словом, если на симфонических концертах культурной столице надо бороться с полнейшим неумением слушать, то на балетных спектаклях - с полнейшим неумением смотреть. В этом - культуртрегерском - плане значение постановки Прельжокажа на мариинской сцене трудно переоценить.
Tags: Вишнева, Зверев, Мариинский, Парк, Прельжокаж, вишнева, мариинка, премьера, фестиваль
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • "Отелло" Оскараса Коршуноваса

    18 октября Городской театр Вильнюса на сцене театра «Балтийский дом» Фестиваль «Балтийский дом» Большой зал, в котором заполнена только треть…

  • Мария Ильюшкина ищет своего лебедя

    «Лебединое озеро» 16 октября Новая сцена Мариинского театра Очередное «Лебединое озеро» Марии Ильюшкиной демонстрирует положительную…

  • Концерт Джойс ДиДонато

    15 октября Большой зал филармонии Еще накануне концерта три четверти зала не были проданы. В день концерта из продажи исчезли первые…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments