evg_ponomarev

Category:

Балет "Тысяча и одна ночь"

16 января

Балет Приморской сцены Мариинского театра (Владивосток) в Мариинском-2 


Когда-то давно стоял я вместе со своей воронежской знакомой перед воронежским Театром оперы и балета и изучал афишу. На мой вопрос, что представляет из себя балет «Тысяча и одна ночь», она ответила: «Это наше Лебединое озеро. В том смысле, что когда его дают, в театре нет свободных мест». На гастроли балета из Владивостока я и шел с этим настроением: посмотрю на провинциальное «Лебединое озеро». 

Так оно, в принципе, и есть. Это любимый балет для тех, кто в балете ничего не понимает, но хочет, чтоб сделали красиво. Очень сюжетный — в каждом движении понятно, «про что танцуют». Довольно красочный — условный восток, много костюмов (Шахерезада с Шахрияром переодеваются пять или шесть раз), спецэффекты. Сказочный — специально придуманный для посещения с детьми. 

Но в плане танца — пусто. Первая половина — сложная помесь из «Шехерезады» Фокина (тем более, что и сюжет заимствован) с «Легендой о любви» Григоровича. Парочка эффектных движений оттуда (дуэт с рабом, раб прыгает во что горазд), парочка — отсюда (монолог Мехмене Бану, как же без него?), с густым соусом банальности (вот, например, танец лучников — они бегают и подпрыгивают, все). Одна сложная вариация — выход Шахерезады.  Оргия совершенно не эротична — и не потому, что дети могут смотреть, а потому, что эротика в балете дается только самым великим хореографам. 

Вторая половина проходит поживее — три узнаваемые сказки (Синдбад, Алладин, Али Баба), дуэт Шахерезады с Шахрияром — хореографически неинтересный, по позволяющий солистам как-то проявить себя, кода с выходом всех сказок. Композиция, чтоб не напрягаться, повторяет последний акт «Спящей». 

Впрочем, поставить этот балет по-другому, думается, невозможно. Дело тут не в Эльдаре Алиеве — бывшем танцовщике Кировского-Мариинского (хорошо помню его Конрадом), хотя и в нем тоже. Был бы на его месте молодой Григорович... Но балет, как уже сказано, идеально подходит под представление широкой интеллигентской публики об идеальном балете. Начнешь ставить с претензией — на части разорвут. 

Когда выходит Рената Шакирова (Шахерезада), спектакль преображается. Рената на голову выше всей труппы — что не удивительно. Вот только не понимаю, зачем она так много танцует с Приморской сценой? Лучше быть в десятке лучших Мариинки, чем божественной во Владивостоке — разве нет?

Очень прилично звучал оркестр под управлением Эйюба Кулиева. Музыка Фикрета Амирова показалась скучноватой. Все-таки не Кара Караев и не Ариф Меликов. 

Очень странно, что на спектакль в субботу вечером почти не привели детей. Да и публика в целом была совсем немариинской — десант из Владивостока, что ли? Приезжие клакёры, безусловно, присутствовали: несколько человек очень уверенно аплодировали там, где нужно, задавали зрителю тон и уверенно организовали финальную овацию. 

Так что новый балет в копилку. Для общего развития полезно. 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded