evg_ponomarev

Category:

Елена Яковлева в спектакле "Мама"

13 октября

Московский Центр драматургии и режиссуры 

на сцене Театра Балтийский дом (Фестиваль Балтийский дом)


У нас это называют искусством!


То, что сделал режиссер Владимир Панков с пьесой Аси Волошиной, относится к искусству примерно так же, как сериал «Тайны следствия-120», идущий на канале «Россия-1». За тем исключением, что «Тайны следствия» на звание высокого искусства, собственно, и не претендуют. 

Пьеса Волошиной состоит из нескольких сериальных сюжетных ходов, которые даже состыковать-то как следует авторке не удалось. А сама центральная идея (умирающая от рака мама пишет своей маленькой дочери двадцать с чем-то поздравительных писем, которые добрые бабушки — после смерти матери — выдают девочке по одному в день рождения, до двадцати восьми лет) отдает такой развесистой клюквой, что оскомина возникает сама собой на первых минутах. 

Талантливая режиссура пытается что-то сделать со всей этой слезоточивой бодягой — получается не очень. Если бы спектакль пошел с характерной сериальной небрежностью, с подчеркиванием не всегда сходящихся швов — право слово, было бы намного лучше. 

Присутствие на сцене Елены Яковлевой — с ее характерной рыдающей интонацией — спектакль не спасает. Игра актерок типовая, как еда из фастфуда. Хуже, чем сериальная — потому что сериальная ни на что не претендует, а здесь нас типа к катарсису подводят.  

Тот, кто скажет, что этот спектакль женский и мужчине его не понять, — сексист. Несколько женских фобий (страх изнасилования, страх неверности любимого, страх оказаться стервой не на словах, а на деле) — которые действительно смешны мужчине, потому что тупо поданы — собраны в спектакле воедино, но сделано это вновь по типовому. Совсем не так, например, как это было сделано в «Интердевочке». Странно лишь, что спектакль такой короткий: за кадром осталась еще целая серия женских фобий. Зато зачем-то мельком поднята (и как все остальное, брошена без развития) тема советского прошлого, сталинистов и диссидентов. Зачем? Впрочем, зачем Ася Волошина написала и всю остальную лабуду?

Но современный российский зритель воспринимает это все молча и всерьез. Как чеховская Душечка. И даже кричит «Браво». Потому что слезоточиво.  А театр — так его научили в институте — должен воздействовать на чувства. 

Так вот не будет в России театрального искусства, пока режиссер, а за ним и публика, будет с наслаждением хавать такие мороженые персики! 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded