evg_ponomarev (evg_ponomarev) wrote,
evg_ponomarev
evg_ponomarev

Category:

Фестиваль Film Noir

17-27 февраля
Киноцентр "Родина"

Вот и пришло в Петербург кино, спасибо Генконсульству США. Программа фестиваля, по-видимому, собрана консулом по культуре и связям с прессой, увлеченным кино. Отсюда и минусы и плюсы.

Во-первых, довольно странно, что знакомство Петербурга с американским кино (а скажем прямо, город в целом вообще не знает, что это такое; у нас уже больше 10 лет - с момента, как сгорел кинотеатр "Спартак" - перестали кино показывать) начали с film noir. Вот обещали осенью программу фильмов Орсона Уэллса - так с нее бы начать.
Во-вторых, выбор фильмов довольно странный. "Мальтийский сокол" - это понятно. Показывали его, впрочем, вторым. На открытии демонстрировали "Сансет бульвар", вся фишка которого в том, что второстепенных персонажей исполняют звезды немого кино во главе с Бастером Китоном. Ну и что? Есть фильм, в котором Китон играет нацистского генерала, который все время молчит, - куда интереснее.
Большая часть названий для меня оказалась неинтересной. Но вот "Убийство" ("The Killing") Стэнли Кубрика (консул объяснил нам перед просмотром, что "The Killing" следует понимать как "большой куш", спасибо ему за это) - фильм выдающийся. Весь остальной нуар блекнет на его фоне. "Чайнатаун" Романа Полански - уже неонуар. Цвет у фильма скорее рыжий, чем черный. Не знаю, зачем его запихнули в эту программу (вероятно, из-за Джона Хьюстона, сыгравшего одну из ролей. Хьюстон явно нравится господину консулу). Тем более не знаю, почему фестиваль завершается фильмом 1995 года.

В "Мальтийском соколе" нуар интересен тем, что он еще не сложился. Постоянная рефлексия, ирония по поводу развертывающегося сюжета, игра на серьезности-несерьезности делают его очень, я бы сказал, современным. Особенно интересно смотреть "Сокола", уже посмотрев Тарантино. Если в 1941-м была пред-ирония, то у Тарантино уже пост-ирония.
Кроме того, в "Соколе" видно, насколько хорош Хэмфри Богарт как актер.

"Убийство" (точнее, "Большой куш") Кубрика делает из нуара большое кино. Масштабные съемки ипподрома, с которых начинается фильм и которые повторяются несколько раз (причем повторяются именно одни и те же кадры - если это сделано из экономии, то броский прием получился случайно), в соединении с мощной музыкой, создают ощущение античного размаха и античного же рока. Скачки с их упоением скоростью накладываются на историю ограбления, в котором все расчитано по минутам. Гибель всех участников удачного и одновременно рокового ограбления характерно разрешается в финале: судьба как бы показывает нам абсолютную удачу, которая могла выпасть на долю главного героя, - и та же удача (главный герой неожиданно получил все украденные деньги, ему не надо делится ни с кем, ибо все остальные мертвы) приводит к последнему фиаско.
Выстроенность кадров и завораживающую простотой красоту картинки не обсуждаю, ибо глупо хвалить Кубрика.

"Чайнатаун" Поланского интересен только лихо закрученным сюжетом и сразу несколькими фишками, одна из которых - появление Джона Хьюстона в роли главного злодея. Другая: брутальный Джек Николсон треть фильма ходит с уродующей его повязкой на носу. А нос ему изуродовал лично Полански, появившийся только в одном эпизоде - специально для этого. Ну и наконец, действие фильма происходит совсем не в Чайнатауне - только в финале (сделанном скорее по-европейски, чем по-американски) герои попадут в Чайнатаун. Крупные планы Николсона на широком экране и эдакая изысканная сдержанность актерской игры - вот и все, чем запоминается фильм. Впрочем, среди питерской зимы приятно посмотреть на почти вечное лето и лос-анджелесскую засуху.

Однако, несмотря на все минусы программы, приветствую организаторов фестиваля. Во-первых, честь и хвала им за грамотную раскрутку и жуткие аншлаги. Во-вторых, большое спасибо за кино на кинопленке. В третьих, молодцы, что оставили фильмам оригинальный звук (перевод шел титрами, а не гнусавым студенческим, не очень понимающим текст голосом - как бывало раньше). Даст бог, и Уэллса нам покажут.
Tags: Джек Николсон, Джон Хьюстон, Роман Полански, Стэнли Кубрик, Убийство, Хэмфри Богарт, Чайнатаун, фестиваль film noir, фильм нуар
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Сказки Гофмана

    30 июля Новая сцена Мариинского театра Премьера Почему Валерий Гергиев — музыкальный руководитель постановки — отказался дирижировать первым…

  • Гала-концерт балета: все звезды

    25 июля Мариинский театр Формально этот (и похожий, прошедший накануне — 24 июля) балетный гала был мощной демонстрацией балетных возможностей…

  • Хибла Герзмава в Мариинском театре

    22 июля Новая сцена Концерт знаменитого сопрано, звезды мировой оперы, а теперь и приглашенной солистки Мариинского театра, собрал весь…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments