evg_ponomarev

Category:

"Щелкунчик" от Джоффри бале

15 декабря

Театр «Аудиториум», Чикаго


«Балет Джоффри» (название — по фамилии основателя труппы Роберта Джоффри) — один из известнейших балетных коллективов Америки. Основанный в 1956 году в Нью-Йорке и прославившийся в 1970-е годы реконструкциями спектаклей «Русских сезонов», этот балетный театр в 1995 году переехал в Чикаго. Весь декабрь  2019 года Джоффри балет показывает «Щелкунчика» в хореографии Кристофера Вилдона. 

Идея спектакля очень интересна. Дело происходит в канун 1893 года, когда весь Чикаго ожидает Всемирной выставки (эта выставка была одной из крупнейших в истории). Все елочные сцены происходят в небогатом чикагском доме, а затем, когда Мэри заснет, по дому побегут крысы и крысиный король, как положено, будет побежден ожившим Щелкунчиком. Потом Главный импресарио выставки (т.е. Дроссельмейер классического варианта) перенесет ее вместе с принцем на несколько месяцев вперед — на выставку, где представлены все мировые достижения (но в первую очередь, разумеется, — достижения обеих Америк). 

Что же касается хореографии, она совершенно детская. Когда надо изобразить танец, герои делают отдельные классические па, которые сцеплены друг с другом совершенно произвольно. Героиня должна пройти немного на пуантах, сделать несколько прыжков и вращений — классика налицо. Вилдону неплохо удаются жанровые сценки, но он по возможности избегает танца как такового: Мэри и принц танцуют по минимуму после победы над крысами, вальс снежинок урезан, в вальс цветов вставлены вариации главных героев. Финальное же па-де-де сделано очень смешно: первую часть (до-си-ля-соль-фа-ми-ре-до) танцуют Главный импрессарио и скульпторша (в которую превратилась мать Мэри), вариации пропущены, а коду — нельзя ж без этого — все- таки кое-как танцуют  Мэри и Щелкунчик. 

Еще замечательнее вставные танцы на ярмарке. Их танцуют на пуантах, но зачем они надеты — ума не приложу. Лучше всех русский танец — на эту мелодию танцуется «Дикий Запад — Буффало Билл», в котором главный трюк — это мастерская работа ковбоя с лассо. 

Зал очень доволен и громко визжит (в прямом смысле — так, впрочем, реагирует публика и в Опере, и в Симфоническом центре): видимо представление публики о классическом балете вполне совпадает с представлением хореографа. Эта детскость балета и его зрителей (основной посетитель чикагского балета не дети, как можно было бы предположить, а молодые девушки группами) вызывает поистине умиление. 

Но самое главное — никогда, наверное, не приходилось мне слышать такое потрясающее оркестровое сопровождение. Все спектакли Джоффри балета обслуживает Чикагский филармонический оркестр (в отличие от Берлина, здесь все наоборот: симфонический оркестр с мировой известностью, а филармонический — номер два). Это был замечательный Чайковский. За такую музыку можно простить все хореографические провалы.  

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded