evg_ponomarev

Category:

Балет "Конфуций" (как это ни странно)

4 декабря

Китайский национальный театр оперы и танцевальной драмы на сцене Мариинского театра


Китай создал свой национальный балет по образцу европейского и американского, но с опорой на собственный национальные традиции. В основе танца — семенящий шаг и широкие движения рукавов из пекинской оперы, немного акробатики (вращения и сальто), а также эффектные перемещения групп кордебалета по сцене. Первые полчаса очень интересно, потом надоедает однообразие. Спектакль длится чуть более часа — и это максимум, что может выдержать человек, привыкший к балету традиционному. 

Еще одна традиция, использованная балетом Китая, — советский драмбалет. Сочетание «танцевальная драма» в названии театра использовано не случайно. Это действительно «драма» — вернее, поучительная история. Поэтому так много вербализации балета — и в программке и в титрах над сценой. Каждая сценическая композиция рассказывает о чем-то. Тут уже не важно, что Конфуций скачет и делает сальто (иногда, впрочем, очень респектабельно наблюдает происходящее и поучительно разводит руками) — это осмысляется как «язык танца».  

История вполне традиционная. Китайский мудрец поучает правителей, как учеников, и учеников, как правителей. Он скорбит о несовершенстве человека и государства и провидит эру Великого единения — осмысленную, естественно, как нынешний процветающий коммунистический Китай. Рассказанная история очень похожа на драматический спектакль «Сыма Цянь», недавно показанный на театральной олимпиаде. Все китайские мудрецы, вошедшие в пантеон, похожи друг на друга и проходят примерно один и тот же образцовый жизненный путь. Это нам хорошо знакомо. В СССР такой же пантеон составляли литературные классики из школьного учебника. Пушкин в учебнике почти не отличался от Гоголя, а Гоголь от  Шолохова, ибо все они олицетворяли функцию «великий писатель».  

Танцевальную драму сопровождает оркестр, хор и солисты. Музыка, как обычно для китайского симфонизма (тоже заимствованного из европейско-американской традиции), частью напоминает Голливуд, частью — советские песенные кантаты в духе Кабалевского. Финал спектакля практически неотличим от кремлевских торжественных собраний по поводу государственных праздников. 

Зал в восторге. С одной стороны, эстетика эта нам еще хорошо знакома, с другой — ее надоедливость уже забылась. Кроме того, у китайских артистов она органична, а у наших сегодняшних (поющих Песни о главном на новых торжественных собраниях и по телевизору) — малокачественная стилизация. 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded