evg_ponomarev

Category:

"Все, что произошло и могло произойти", спектакль Хайнера Гёббельса

1 ноября

Компания Artangel (Великобритания) в Музее стрит-арта

Театральная олимпиада


Это был удивительный опыт. Сначала долго едешь через пятничные пробки почти на самый край петербургской вселенной — на какой-то старый завод, ныне Музей стрит-арта. По сравнению с этим музеем, галерея Artplay, в которой летом проходил один из спектаклей Олимпиады, — это центр города. Заходишь в зал — и видишь грандиозную картину: огромный цех заставлен всякого рода декорациями, с которыми уже работают артисты — расставляя и упорядочивая их; по сторонам же цеха сидят музыканты (ударные, саксофон, гитара), которые что-то тихо наигрывают. 

А потом начинается спектакль — и ощущение грандиозного пропадает. Возникает стойкое ощущение банальности. Артисты по очереди и на разных языках читают нам поразившую режиссера книгу —  «Европеана. Краткая история двадцатого века», написанную чехом Патриком Оуржедником. Это такая история для домохозяек, в меру прикольная, в меру поверхностная — в которой набор интересных фактов заменяет какую бы то ни было концепцию. Этакий постмодернистский подход к жизни и искусству был в большой моде примерно в восьмидесятые, в России с некоторым отставанием — в девяностые, но режиссер Хайнер Гёббельс, по-видимому, в этой эпохе основательно задержался. И потчует нас курьезами Оуржедника как новым откровением. При этом хочу заметить, что мне совершенно не интересен театр, в котором мне со сцены читают книгу из серии науч-поп. Я сам ее прочту, если найду нужным. Но почти наверняка и читать не буду, поскольку научно-популярным сериям совершенно не доверяю. Ни в жизни, ни в искусстве. 

В перерывах между чтениями — с десяток артистов, одетых в черные униформы рабочих сцены, катают по сцене большие и малые предметы — крайне медленно и однообразно. Или совершают некие малоинтересные телодвижения. Или развешивают декорации, главная из которых — телеэкран. На котором (в перерывах между катанием предметов) показывают ультрасовременные euronews, рубрику No comment. Буквально за последнюю неделю. Которые, видимо, должны убедить нас, что насилие и горе никуда не ушли из современного мира. Весьма глубокая мысль. Вполне соответствующая уровню поразившей режиссера книги.  

Подождав с час (вдруг это только начало, а потом развернется настоящее), я покинул заполненный зрителями зал. Ибо ничего, кроме скуки, в представлении  не увидел. Пожалуй, на высоком уровне было лишь музыкальное сопровождение — интересная музыка Джона Кейджа, которая, правда, всячески старалась быть не более, чем сопровождением.  

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded