evg_ponomarev

Categories:

"Из подполья: Ответ Достоевскому"

10 октября

Центр Ежи Гротовского и Томаса Ричардса (Понтедера, Италия) на сцене Театра Балтийский дом

Театральная олимпиада, фестиваль Балтийский дом


Томас Ричардс — режиссер этого спектакля и один из актеров, как бы управляющий всем происходящим на сцене, соединил тексты Достоевского (преимущественно «Записки из подполья», но немного процитировал и «Братьев Карамазовых») с ритуальными песнопениями — то ли африканскими, то ли спиричуэлс (жаль, что нам так и не объяснили, что это за музыка и на каком языке созданы тексты. Некоторые из песнопений перевели в титрах, некоторые оставили без перевода) и элементами театра абсурда. 

Поют артисты и сам режиссер очень хорошо, танцуют тоже, актерский ансамбль идеален. Впечатление мощное — преимущественно за счет энергетики языческого обряда. 

Однако содержание спектакля оставляет некоторое сомнение. Ощущение таково, что никакого «ответа Достоевскому» Ричардсу создать не удалось, ибо пресловутый «ответ» относится к культуре принципиально до-достоевской. Африканские религиозные практики полны языческого страха смерти, великие же религии человечества поднимаются на принципиально иной уровень. Ричардс взял тексты Достоевского, которые самим автором были предназначены для опровержения дальнейшим развитием сюжета, — и оборвал их на середине.  Добавить к получившимся декларациям африканские обряды можно, а вот «ответить Достоевскому» так не получится. Ибо Достоевский весь в православной традиции — совершенно иной, чем африканское язычество. Впрочем, на все поставленные режиссером вопросы сам Достоевский давно ответил, только вот господин Ричардс, видимо, до этого момента не дочитал. Литературная необразованность театральных деятелей — похоже, проблема не только русского театра. 

Но спектакль яркий, посмотреть стоит...

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded