evg_ponomarev

Category:

"Баядерка" Начо Дуато

4 октября

Михайловский театр

Премьера


Новый балет хореографа Дуато вызывает не только глубочайшее разочарование в его таланте, но и мысли об общем упадке Михайловского театра. Ибо когда-то, в первые годы театральной деятельности Кехмана, все было не так. Может, пора уже Кехмана на какого-нибудь Дерипаску-Кудрина заменить?

Обещание Дуато переставить «характерные и ритуальные танцы» свелось к нескольким жестам, соединяющим традиции Камасутры с традициями индийского кино, вставленным в вариации Никии и Солора в первом акте. Солдаты Солора чем-то напоминают черепашек нинзя. А еще во второй картине — рядом с женским танцем, без изменений повторяющим Петипа, — поставлен мужской танец «веселящиеся мужики»: скорее забавно-сказочный, чем дающий представление об индийской культуре. Пожалуй, лишь партия Великого брамина (исполнил ее Сергей Стрелков) вызывает какой-то интерес. Вся остальная работа хореографа свелась к вырезанию из балета Петипа разных ненужных кусков — на сайте это называется «сделать действие более динамичным». 

В принципе, после первого действия можно смело уходить. Недаром говорят, что современному хореографу мыслей хватает исключительно на сорок минут. Дальше начинается Петипа для бедных. Из второго акта вырезаны все характерные танцы (которые кто-то обещал нам переставить, ради этого и шли), кроме танца барабанщиков — в редакции Дуато он откровенно испорчен. Лучше бы и его вырезали, целиком ограничившись гран-па. Из Танца со змеей ушла вся его быстрая часть. Так испанский хореограф понимает динамичность. 

«Тени», как обещали, оставили почти целиком. Лишь не стали мучить нас мужской вариацией, здраво рассудив, что и мужской вариации гран-па вполне достаточно. 

Ибо так называемые «звезды Михайловского балета» (Анжелина Воронцова — Никия, Иван Зайцев — Солор, Валерия Запасникова — Гамзатти, Джулиан Маккей — божок) танцуют на уровне плохого провинциального балета, вроде Екатеринбургского: ни одного элемента не делают чисто, ошибаются через шаг, никакого образа не создают, ибо все их мысли о технике.  Кордебалет откровенно плох, синхронности почти нет, тени просто деревянные — вот это все и позволяет говорить об общем упадке, потому что были годы, когда уровень труппы второго театра города неуклонно рос. Пожалуй, лишь на Воронцову можно смотреть без раздражения. Но имея в труппе Ивана Васильева и Леонида Сарафанова (которые даже не репетировали балет) доверять премьеру Зайцеву в высшей степени странно. Видимо, две единственные подлинные звезды этой сцены в гробу видели и Дуато и его Солора (ни Иван, ни Леонид не смогут танцевать здесь на чистом амплуа); напрягаться не хотят. После такого танца надо бегом бежать в Мариинский театр, чтобы не забыть, как все это должно быть на самом деле.  

Некоторые уже успели назвать спектакль «костюмником». Не соглашусь. Ангелина Атлагич, автор костюмов, вероятно, имеет такой же культурный бэкграунд, как и Начо Дуато. Ну не может баядерка Никия выходит на смертельный танец в розовом платье, расшитом стразиками. А тени, увешанные блестками, — это вообще о чем?

Думаю, это последняя перестановка классики, которую я посмотрел у Дуато. Раз к разу становится все банальнее и пошлее. Денег за такой спектакль откровенно жалко. А еще жальче потраченного времени. 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

tanaquileclerq
Посмотрела отрывки в ЮТ - я в шоке! Очень люблю по старой памяти этот театр, - сейчас, наверное, только здание и зал от той старины остались, увы. Последний раз была на Р и Дж Виноградова с Кочетковой, до того видела в записи Корсар предпоследней что-ли постановки - там еще чувствовалось то, чем славился этот театр в свое время (Боярчикова-Долгушина) - оригинальный репертуар, ведущие артисты на уровне Мариинки, Большого. Зачем было ставить (и портить!) Баядерку - одно из богатейших, грандиозных созданий прошлого - на маленькой уютной сцене? Поручать ведущую роль атлетически сложенной балерине без амплуа и индивидуальности, чувства стиля? Основное движение этой Никии - шпагат - вертикальный, горизонтальный, вращательный, прыжковый... Роль Никии, возвышенный образ которой еще в памяти зрителей старшего поколения - в исполнении Комлевой, Мезенцевой, Новиковой... Когда доступна запись Теней в исполнении Соловьева и Федичевой, которая каждый раз вызывает у меня слезы... Солор в ужасном спорт-костюме, рисующий на полу сцены сердечко, Никия в финале постановки, замирающая в позе... Одетты из ЛО с поднятыми руками-крыльями, шпагаты, гимнастические прыжки в форме креста во всю сцену и бесконечные задирания ног выше головы - что это, - пародия на представления о классике современного зрителя? Убранная из сцены гибели баядерки быстрая часть с подскоками, показывает полное непонимание стиля, а точнее чудесного эклектического сплава балета, мимических сцен, опереточного сюжета, кабаре, драмы, балетной игры того времени. Да, в балете Петипа Восток, Индия - условные, но в этой условности, эклектике свои законы, своя конкретика и философские обобщения как они понимались балетом того времени. Нынешняя постановка представляет видимо худшие тенденции понимания классики временем сегодняшним, и как же плоско, печально это выглядит! Надо добавить, что СК Дуато на сцене Миха была намного интереснее, неоднозначней, - возможно, на этот раз его ограничили во времени?