evg_ponomarev

Category:

Земля Нод

FC Bergman (Антверпен, Бельгия) в выставочном комплексе Artplay

28 июня

Театральная олимпиада

Начало спектакля
Начало спектакля

В одном из бывших заводских корпусов комплекса Artplay воссоздан зал Рубенса Королевского музея изящных искусств в Антверпене. Из зала вынесены все картины, кроме одной, — по-видимому, ожидается ремонт. В начале спектакля собираются вынести последнюю, самую большую — «Прободение ребра Спасителя», но вдруг, уже сняв ее стены, понимают, что картина не проходит в дверные проемы. Рабочие вешают картину на место — и основная сюжетная линия строится на том, что один энтузиаст считает делом чести картину вынести. 

Энтузиаст (музейный хранитель?) спиной к нам, разговаривает с рабочими
Энтузиаст (музейный хранитель?) спиной к нам, разговаривает с рабочими

Сначала он просто пытается ее замерить, но неудачно: повисает на держателях, сотрудникам приходится снимать его самого. Потом он придет с ножовкой, чтобы распилить раму, но будет вынужден убегать от охраны. Следующий раз он займется дверным проемом — принесет молот, но под его тяжестью свалится со стремянки. Наконец, придет с динамитом и после несколько неудачных попыток взорвет стену. В финале он лично, не принимая постороннюю помощь, утащит картину из зала.  

Тем временем в пустом зале музея развиваются побочные сюжетные линии. Придет некто в промокшей одежде, разденется догола и отдаст одежду на просушку. Придет эксцентричная женщина, которая уставится на картину и вдруг упадет в обморок. Придет экскурсант с аудиогидом и начнет рассматривать картину, а потом вдруг вступит в долгую драку с голым, потом они помирятся, сядут рядком и закурят. Проецируя на эти странные сценки название спектакля (Земля Нод — это место ссылки Каина после совершенного им убийства), мы начинаем ощущать метафорический подтекст. Иногда он выходит наружу, превращаясь в аллегорию — когда через определенные промежутки на сцене появляется некто во фраке и темных очках. Он высыпает сначала осенние листья, потом белый порошок, похожий на снег, потом цветочки — и удаляется. Наконец, он появится с ярким коктейлем в руке. 

Еще один подтекст — подтекст психологический. По пустым залам музея совершают забеги группы туристов (работников музея?). Это ведь классно — побегать по пустым пространствам. Правда, на каком-то этапе троица бегающих начнет проходить сквозь стены Зала Рубенса. А полотер не удержится: снимет обувь и носки — и начнет скользить, как фигурист, по только что натертому паркету. 

Контексты сосуществуют и развиваются параллельно. Например, летний коктейль вынесут на сцену, заваленную одеялами (рабочие закрыли паркет перед ремонтом) — эти одеяла трансформируются в морской пляж, а одно из них, приподнятое лебедкой за серединку, станет туристической палаткой. Одеяла потом утекут в угол, забрав с собой единственную девушку, но палатка будет еще долго стоять на сцене. Рядом, не замечая происходящего в палатке и около нее, суетится хранитель-энтузиаст со своей взрывной машиной. 

Перед взрывом
Перед взрывом

Мощный взрыв разрушает дальний проем, сверху падают куски кровли. После катастрофы один из курортников — тот, что в палатке — спасает другого, загоравшего. Интересно, как каждый из них воспринимает случившееся. 

Взрывом убьет аллегорического персонажа. Он выйдет на сцену последний раз весь в крови и рухнет замертво. Тело завернут в одеяло и отнесут в угол (потом артист очень эффектно смотрится на поклонах — именно так, надо думать, истекают клюквенным соком). 

Хранитель же, утащив куда-то картину, вернется ужинать — стол с вином и свечкой поставят прямо туда, где картина висела. И на стене станет проступать световым пятном контур висящего тела. 

Финал. Пейзаж после битвы
Финал. Пейзаж после битвы

Подкупает в этом спектакле зрелищность и четкость инженерных решений. Ни один обломок не задевает зрительские ряды — а грохот стоит невероятный. Разноплановые смыслы скрыты — ни один из них не выпирает и не становится пошлым. А за всем стоит модернистский синтез искусств, который сегодня снова входит в моду. 

Последний спектакль завтра, 30 июня — очень рекомендую.   

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded