evg_ponomarev

"Билли Бадд" в Ковент-Гардене

29 апреля

Королевская опера (Лондон)


Оперу Бенджамина Бриттена нужно слушать, конечно, на домашней сцене. Именно здесь она была впервые поставлена в 1951 году. Сейчас в Ковент-Гардене исполняется вторая (сокращенная) редакция 1960 года. 

Исполняется совершенно не так, как обычно в России. На три главные партии (все три — специально оплачиваются спонсорами; этот обычай — спонсировать отдельную роль для артистов высокого мирового уровня — хорошо бы и в России привить)  специально подобраны большие британские вокалисты: капитан Вир — Тоби Спенс, старшина корабельной полиции Клэггарт — Бриндли Шерратт, Билли Бадд — Жак Имбраило (последний, впрочем, не британец, а белый южноафриканец, но это почти то же самое. Роль Билли Бадда — его визитная карточка). Поют все трое очень хорошо. Так что рваная бриттеновская фраза, чем-то напоминающая строение фразы у Прокофьева, приобретает глубокий лиризм и непосредственность чувства. 

Сам сюжет тоже непрост. Несмотря на общую отсылку либретто к незавершенной повести Германа Мелвилла, опера создает целый ряд архетипических ситуаций, характерных для культуры 20 столетия: например, старшина корабельной полиции считает собственным предназначением уничтожить Билли Бадда (хотя во время приема рекрутов честно признался капитану, что им с Баддом страшно повезло: тот исключительный материал) — потому что он лучше всех. Это тот английский философско-психологический поворот, который породит в дальнейшем «Амадеус»Петера Шеффера (вдохновлявшегося, кстати, маленькой трагедией Пушкина и оперой Римского-Корсакова) или «Себастьяна» Дерека Джармена. С другой стороны, отношения Билли Бадда и капитана Вира напоминают об Иисусе и Понтии Пилате, а сама казнь Бадда — распятие. Этот культурологический подтекст заставляет ощутить блестяще-лаконичная постановка Деборы Варнер. 

Голая сцена временами заполняется канатами и парусами — это все декорации, которые использованы в спектакле. Еще есть несколько палуб, которые перемещаются вверх и вниз, показывая нам, что делается в верхнем и нижнем мире корабля. Повешенный на рее Билли Бадд уходит в финале по лестнице к небесам. Реальное ощущение моря сопровождается реальным ощущением иного мира, в котором все имеет символические христианские смыслы, начиная с корабля.     

Ну и в очередной раз — великолепен мужской хор и великолепен оркестр театра Ковент -Гарден, которым в этом раз руководил большой британский музыкант — Айвор Болтон. Дирижер весьма разносторонний, с уклоном в барочную оперу, долгие годы один из руководителей Глайдборнского фестиваля. Кстати, Тоби Спенс и Бриндли Шерратт много пели барочную оперу. Не исключено, что именно таким артистам и следует исполнять Бриттена.  


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded