evg_ponomarev

Categories:

Макмиллановские "Ромео и Джульетта". Лорен Катбертсон

26 апреля

Королевский балет «Ковент-Гарден» (Лондон)


Пересмотрел один из самых известных балетов Кеннета Макмиллана. Видел его раньше в 2003 году в Петербурге в исполнении блистательной тогда пары: Алина Кожокару и Йохан Кобборг — во время юбилейных гастролей Ковент-Гардена в Петербурге. Балет мне тогда страшно не понравился: оказалось, что Алине, да и Йохану в нем почти нечего танцевать. В партии Ромео преобладают многократно повторяющиеся однотипные вращения, а Алина, как мне показалось тогда, просидела на кровати, спиной к зрителю едва ли не всю сцену с ядом. Целый ряд находок Лавровского Макмиллан мило позаимствовал: например, первую игривую сцену Джульетты с прыжком на колени к кормилице; или платок, как развевающийся плащ (только не красный, а зеленый), с которым она бежит к Лоренцо. 

В этот раз впечатление не изменилось. Пожалуй, все удачи постановки Макмиллана связаны с внимательным просмотром самой первой ленинградской версии балета. Обе любовные сцены (на балконе и единственная брачная ночь), где Макмиллан полностью отказался от рисунка Лавроского, хореографически примитивны и так заполнены пантомимой, что советский драмбалет отдыхает. Главная же фишка сцены венчания, над которой смеется весь зал, это то, что Ромео никак не может оторваться от губ только что обвенчанной с ним Джульетты. Это не балет — это КВН какой-то. 

Единственное, что примиряет со всем этим идейным убожеством, — это Лорен Катбертсон, которую мы только что (кто не сбежал с окончания гала-концерта фестиваля «Мариинский») видели в Петербурге. Во-первых, она очень большая Джульетта: няне с ней явно непросто, — но это как-то не мешает. Не все ведь юные девушки миниатюрны. Во-вторых, ей идеально удается сочетать техническую зрелость с девической свежестью движений. И, в-третьих (вот это мы оценили и в «Даме с камелиями» на гала-концерте — один из двух удачных балетов Макмиллана, который, правда, обязательно требует нужной актерской игры) она очень хорошая актриса. Она так проводит макмиллановскую вербализованную игру, что следить за ней интересно. Немудрено: она с детства воспитана английской школой, т.е. всей этой традицией Эштона и Макмиллана. Пожалуй, если отбросить Наталью Осипову (которая, уверен, в традиционных английских балетах смотрится блекло, а блистательно танцует только роли московско-петербургские — так говорят и балетные завсегдатаи Лондона), то Лорен Катберсон — лучшая на сегодня балерина Королевского балета. 

Еще отметим Ромео — его танцевал Мэтью Болл. Хороший лирик с мягкими руками, но технически весьма средний, даже в Макмиллане. А также Меркуццио —  Валентино Цуккетти: он небольшого роста и харизматичный. 

Лучше всех — оркестр под упралением Коэна Кессельса. Балетный оркестр Ковент-Гардена, как положено, уступает оперному, но, тем не менее, как говорят те же английские зрители: если смотреть на танцовщиков надоедает, можно слушать прекрасную музыку. У нас это утверждение звучит весьма сомнительно, а вот в Лондоне — весьма правдоподобно. 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded