evg_ponomarev

Category:

Блестящий концерт Валера Сабадуса

30 марта

Большой зал филармонии


Замечательный контратенор из Германии (родился Валер Барна-Сабадус — таково его полное имя — в Румынии, в 1991 г. после крушения режима Чаушеску его семья переехала в Германию) выступил на сцене Петербургской филармонии в сопровождении барочного оркестра «Quantum Satis» (художественный руководитель и солист Сергей Фильченко). 

Российская публика, как обычно, раскачивается долго. В зал никто не ломился (он был заполнен, но без аншлагового стояния за стульями лож), цены на билеты были весьма щадящими (одно с другим связано), даже любители барочной музыки пришли далеко не все. Представляю, что бы творилось, если бы в Петербург приехал Жарусски. А ведь Валер Сабадус — контратенор чуть более молодой, но не менее талантливый. 

Программа, подготовленная музыкантом, называется «Tiranno amor» (Любовь — тиран), название позаимствовано из кантаты Генделя для голоса, струнных и basso continuo, с которой и началась вокальная часть концерта. Затем певец исполнил две арии Ациса из оперы «Полифем», автор — Никола Порпора, в последнее время вошедший в моду среди исполнителей барочной музыки. Не скажу, что очень люблю этого композитора, но арии Ациса, особенно первая — медленная, очень хороши. Возможно, это заслуга солиста. Во втором отделении Сабадус исполнил две арии Вивальди (ария Анастасио из оперы «Юстин» и ария Фарнака из оперы «Фарнак») и две арии Генделя (ария Секста из оперы «Юлий Цезарь» и ария Ринальдо из оперы «Ринальдо»). На бис прозвучали еще одна ария из «Юлия Цезаря» и неизменное «Lascia ch'io pianga» из того же «Ринальдо».  

Голос Сабадуса не слишком велик, но и не слишком мал. В Большом зале идеально слушать его в первых рядах партера; не уверен, что до конца зала и, тем более, до хоров, доходили все нюансы звучания. Как помним, даже голос Бартоли на хорах Большого зала требовал напряжения слуха. Впрочем, я знаю только одного контратенора с мощным голосом — это Филипп Жарусски. И то, следует внести поправку: мощным он казался в Капелле, в Большом зале филармонии он звучал бы совсем по другому. Осенью 2016 года в Театре Елисейских полей он мне показался куда менее мощным и как-то менее ярким, чем в Петербурге в 2010 году.    

Сабадус, напротив, излучает молодость и свежесть. Выглядит он несколько моложе своего возраста, а поет и совсем юно, мягко и нежно, завораживая зал. Пропевает все, как нужно, честно и без халтуры. Пожалуй, больше удаются ему медленные лирические арии, в стремительных колоратурах он чуть менее силен. Но главное — это ни на что не похожий свирельный тембр, до невозможности красивый. Одним словом, те, кто предпочел вчерашним вечером филармоническому концерту что-то иное, много потеряли. 

Аккомпанировавший солисту «Quantum satis» произвел очень хорошее впечатление. Недавно сформировавшийся коллектив играет профессионально и по делу. Знакомя нас с редкой музыкой. Помимо чаконы Пёрселла и концерта Телемана, оркестр исполнил чакону немецкого композитора Йохана Самуэля Эндлера (служил в придворной капелле Дармштадта, первая половина 18 века) и концерт Джованни Энрико Альбикастро — нидерландского композитора конца 17 — начала 18 века, происходившего из Баварии.  «Quantum satis»  под руководством талантливого скрипача Сергея Фильченко успешно разрушает стереотипы, сложившиеся в результате деятельности Андрея Решетина и «Солистов, прости Господи, Екатерины Великой», — будто бы не может быть в России настоящего барочного оркестра. Оказывается, может. Желаю оркестру всяческих успехов.  

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded