evg_ponomarev

Category:

Юдзуру

8 марта

Концертный зал Мариинского театра


В рамках Года Японии в России филармонический оркестр Токио под управлением Кэна Такасэки (в свое время стажировался у Г. фон Караяна, Л. Бернстайна и С.Одзавы)  с участием ярких японских солистов и детского хора исполнил самую известную оперу современного японского классика Дана Икумы (р. в 1924 году). «Юдзуру» — сказку о женщине-журавле (похожа на русскую «Царевну-лягушку», но без хэппи-энда и с мазохистическими элементами, напоминающими андерсоновскую «Русалочку»: девушка-журавушка ткет полотно из собственных перьев, испытывая каждый раз страшные мучения. Ткет первый раз, чтобы возлюбленный полюбовался на прекрасную работу, а затем, включая последний, самый страшный раз, на продажу, потому что «живая ткань» стоит больших денег).     

Очень интересна музыка оперы. Дан Икума создал в  1952 году выдающийся музыкальный текст, опирающийся, с одной стороны, на японскую народную музыку, с другой, на мировые традиции симфонизма середины XX века. Шостакович и Бриттен ощущаются среди источников этой оперы. И, в то же время, это опера-сказка, соблюдающая определенные принципы детского театра. 

Великолепен Токийский филармонический оркестр, звучащий настоящим европейским звуком — этот звук много насыщенней американских оркестров и ориентирован, скорее, на лучшие европейские , чем на лучшие американские коллективы. Исполняя японскую национальную оперную музыку, Токийский оркестр достигает высочайшего уровня и за счет аутентичности. 

Все четверо солистов (сопрано Мивако Ханда — женщина-журавль по имени Цю; тенор Кэйро Охара — ее муж Ёхё, человек добрый, но недалекий; баритон Томохиро Тани — подручный большого японского купца; бас Сигэки Минэ — японский купец, одетый в меха, сделавший наживу делом жизни) блестяще играют, составляя единый ансамбль. В их вокальных данных можно, вероятно, найти разные недостатки, но именно для этого спектакля все четверо очень хороши. Особенно сопрано Ханда, у которой получается и петь не совсем антропоморфно. 

Сильнейшее впечатление от совершенно не знакомой в России японской музыки XX века, представленной на высочайшем уровне. Как будто фильм гениального японского режиссера (тут даже не нужно фамилии, их определенно больше десятка) ожил в симфонической музыке. Очень рекомендую всем, кто сомневается, идти ли завтра.    

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded