evg_ponomarev

Category:

Большой концерт в честь китайского нового года

7 февраля

Мариинский театр


Сучжоуский китайский оркестр под управлением своего художественного руководителя Пэна Цзяпэна дал концерт в зале Мариинки. 

Прежде всего поразило то, что концерт начался ровно в 19.00, даже без обычного у нас пятиминутного ожидания. Вот она, трудовая и зрительская дисциплина китайской социалистической интеллигенции. Товарищу Гергиеву на заметку...

Во-вторых, оркестр, состоящий из китайских народных инструментов и дополненный виолончелями, контрабасами и арфой (насколько понимаю, оркестры такого рода — недавнее китайское изобретение. Наверное, оно не старше 1970-х годов. И явно ориентировано на европейский симфонический оркестр — и по рассадке музыкантов, и по самой идее симфонизма),  работает на совесть. Дирижер (учившийся в разное время в Пекине и Вене) выкладывается на сто процентов и того же требует от своих оркестрантов. К этому добавлены два великолепных солиста — замечательная виолончелистка Кан Цяосюань (исполнявшая с оркестром большое сочинение «Сон бабочки»; учившаяся в США и теперь молодой профессор музыки в Китае), обладающая выдающимся звуком, и Чжу Чанъяо — живой классик игры на китайской скрипке эрху (исполнил с оркестром пьесу «Отражение луны в источнике Эрцюань»). Скрипка у него поет, хоть ни разу и не Страдивари.

В-третьих, большой китайский оркестр играет практически современную музыку — сочиненную или переложенную для оркестра ныне живущими китайскими композиторами. Созданную под мощным влиянием не столько европейской , сколько американской симфонической традиции. Отзвуки голливудской музыки, классического джаза и регтаймов в этих сочинениях весьма ощутимы. Есть немного лучезарных соцреалистических мелодий, от которых мы, к счастью, давно отвыкли. Бывает много скучных повторений и откровенного «подражания природе» (впрочем, последнее может считаться органическим свойством китайского искусства: вся музыка принципиально программна; «что хотел сказать композитор», подробно рассказано в программке). Но эта музыка интересна не только для определения актуальных традиций китайского искусства (и четкого ощущения, появившегося вопреки всем спекулянтам-культурологам: русская культура современному Китаю  совершенно чужда, а американская на Китай сильно влияет). Она интересна сама по себе — как альтернатива той линии развития симфонической музыки, которая хорошо знакома нам, европейцам. 

Кстати, завершившее концерт пятичастное каприччио «Макао», написанное в связи с передачей Макао Китаю (правильнее было бы назвать жанр сюитой) демонстрирует глубокое знакомство композитора Вана Данхуна и с европейским симфонизмом. Это блестящая стилизация европейской традиции двадцатого века (а ля Респиги или Рихард Штраус) в духе Стравинского или Шостаковича. Возможно, чуть-чуть поверхностная стилизация, но поэзия, как известно, и должна быть чуточку глуповата. 

Зал Мариинского театра оказался довольно полон (в партере зияли основательные проплешины, но на ярусах практически все было занято), но какой-то не мариинской публикой. Про многие лица думалось, что сюда выдавали билеты по какой-то чиновничьей разнорядке. Но реакция зала, особенно сидящих наверху, была очень по делу: уверенно-профессиональное «браво» виолончелистке Кан Цяосюань, громкие массовые аплодисменты Чжу Чанъяо, теплый прием оркестру и общий радостный крик после последних звуков «Макао», завершавшего концерт. 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded