evg_ponomarev

Categories:

Гала-концерт фестиваля "Дягилев P.S."

«Петипа. Метаморфозы. XXI век»

27 ноября

На сцене Александринского театра 


Концерт, завершивший фестиваль, задуман очень интересно: с одной стороны, классические версии — па-де-де и вариации из балетов Петипа; с другой — переработки этих балетов (тех же ролей и образов) в современной хореографии.  

Па-де-де из «Жизели» продолжилось дуэтом из виденного накануне спектакля Дады Масило; па-де-де «Спящей красавицы» сменилось дуэтом Авроры и Карабос в хореографии Матса Эка (где спящность осмыслена через тему наркомании). Адажио из «Лебединого озера» показано не было, но в качестве трех его отражений мы увидели созданный Анжеленом Прельжокажем специально для этого концерта номер «Ghost» (причудливая смесь лебединой темы с кукольной темой из «Коппелии»; четверо девушек в красном белье и белых пачках поверх соблазняют принца механистическими лебедиными движениями), дуэт Мэтью Борна (лебедь-мужлан смущает женственного принца), а также па-де-де, сочиненное Маратом Шемиуновым на вариации а ля Чайковский Олега Каравайчука и исполненное им вместе с Ириной Перрен (смесь белого и черного лебедя вместе с не слишком удачной попыткой передать диссонансы Каравайчука средствами классического танца).  Наконец, за классической вариацией Эсмеральды последовала вариация Эсмеральды из балета Ролана Пети. 

Если бы не несколько ненужных привесков, плохо укладывающихся в общий замысел (это номер Ноймайера «Павлова и Чекетти»,  непонятно к чему относящийся, странно подобранные вариации из «Коппелии» и па-де-де из «Щелкунчика» Кирилла Симонова, которое без декораций Шемякина не имеет никакой художественной ценности), идея была бы ясна и хороша. Эти, по-видимому, необходимые кому-то оммажные вставочки сильно размыли впечатление от первого отделения. Зато второе удалось на славу и получило эффектное завершение — танцы Дня и Ночи из оперы «Джоконда» (хореография М.Петипа, восстановление и редакция Н.Цискаридзе) в исполнении студенток АРБ с яркой сольной партией Александры Хитеевой (выпускницы 2017 года. Хотелось бы понять, принята ли она в Мариинский театр? Девушек с такой хорошей техникой там очень не хватает). 

Некоторая неудача (если только это не изначальная задумка фестиваля) связана с тем, что партии классического репертуара и партии современного танца исполнялись одними и теми же солистами. Вот, например, Николетта Нанни — во втором отделении великолепная Эсмеральда из балета Пети и совершенно никакая Жизель в классическом па-де-де первого отделения. Собственно, из настоящих классических балерин на сцене была только Мария Александрова из Большого театра. Едва она вышла на сцену, вечер преобразился. Потому что Александрова балерина от Бога. Жаль только, танцевала она крайне мало — две коротенькие вариации. Впрочем, вполне возможно, организаторы сознательно построили гала в пользу современной традиции. Кричали почти только современным балетным текстам — и это было по делу. 

Перед концертом на сцену вышла Анна Лагуна — муза Матса Эка, которой и была вручена Жар-птица — главный приз фестиваля — с дягилевским девизом «Удиви меня». Как сказала директор фестиваля Наталья Метелица, это не обычный гала, это концерт-исследование. В этом научном плане, которым всегда отличается фестиваль «Дягилев P.S.», концерт, действительно, удался. Кто не был шокирован Матсом Эком, был явно шокирован Мэтью Борном. И весь зал получил однозначный посыл: Петипа вдохновлял и продолжает вдохновлять на самые неожиданные метаморфозы. 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded