evg_ponomarev

Category:

Рудольф Бухбиндер в Московской филармонии

11 ноября

Концертный зал им. Чайковского (Москва)


Если вы откроете статью о Бухбиндере в Википедии, то увидите: самое первое и абсолютное достижение знаменитого австрийского пианиста — исполнение всех 32 сонат Бетховена во множестве городов мира. Включая С.-Петербург (Концертный зал Мариинского театра). Рудольф Бухбиндер усиливает это гиннесовское достижение, добирая новые города. В этом и следующем годах объявлен новый абонемент в Московской филармонии. Бухбиндер обещает сыграть все 32 сонаты и для москвичей.   

Каюсь, когда сонаты исполнялись в Петербурге, я так и не собрался ни на один концерт, хотя позыв был. Предыдущее прослушивание Бухбиндера отвратило меня от него надолго. Но вот, оказавшись в Москве сегодня вечером и выбирая, куда бы сходить, не нашел ничего интереснее и отправился в Зал Чайковского. 

К моему удивлению, 71-летний пианист играет Бетховена весьма и весьма хорошо. Пожалуй, никто из наших пианистов так не сыграет и в годы акмэ. Конечно, если бы концерты в Санкт-Петербурге и Москве проходили лет 25 назад, им бы цены не было. Но и сейчас звучит вполне основательно. Кстати, весьма большой Зал Чайковского был полон. Москва слушает Бухбиндера и громко кричит браво. Хотя сегодня, честно говоря, повод был. 

У многих пианистов, как известно, бывают концерт блестящие и провальные. Даже в лучшие годы. Святослав Рихтер в конце жизни не стеснялся признаваться в своих провалах в самый период расцвета. И довольно многие свои концерты считал провальными. Возможно, Рудольф Бухбиндер — музыкант того же плана. По крайней мере, сегодня он звучал много лучше, чем несколько лет назад, когда я слушал его раньше. Возможно, причиной тому — Бетховен. 

Не скажу, что все было идеально и даже хорошо. Но по движению концерта Бухбиндер прибавлял. Очень понравилась соната номер 1, посвященная Гайдну. Вообще скажу, что медитативно-философские части бетховенских сонат удаются пианисту лучше всего. Хуже всего получаются брутально-громогласные части, требующие беглости пальцев и мощного удара, но это не стопроцентное соотношение. 4 и 14 («Лунная») сонаты удались и в громких и виртуозных частях, а вот 10 соната с ее игривой виртуозностью почти совершенно не получилась. Трудно сказать, что именно лучше дается Бухбиндеру — может быть, то, где он ловит кураж. 

Совершенно не ожидал, но после пяти сонат, вдохновленный теплым приемом, Бухбиндер сел играть на бис третью часть 17 сонаты — одну из самых моих любимых. Явно с большим подъемом. Я, правда, слушал это уже на первом этаже в гардеробе. И тут, надо сказать, Московская филармония на голову превосходит Петербургскую. Оказывается, в Концертном зале Чайковского — для всех, кто не попал на концерт — ведется трансляция в фойе, расположенное перед контролем. И даже стулья ставят перед экраном. И человек двадцать там на стульях сидит. А звук из динамиков исключительный — почти как будто мы в зале. 

И хотя мне намного больше нравится, как эту третью часть 17 сонаты исполняет Рихтер (в записи, вживую не слышал), но сдается мне, что исполнение Бухбиндера — аутентичнее.  

Для справки, программа: 

Соната № 1 для фортепиано фа минор, соч. 2 № 1
Соната № 10 для фортепиано соль мажор, соч. 14 № 2
Соната № 13 для фортепиано ми-бемоль мажор, соч. 27 № 1 (Sonata quasi una Fantasia)
Соната № 4 для фортепиано ми-бемоль мажор, соч. 7
Соната № 14 для фортепиано до-диез минор («Лунная»), соч. 27 № 2 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded