evg_ponomarev (evg_ponomarev) wrote,
evg_ponomarev
evg_ponomarev

Categories:

То, что проходит мимо

12 октября
Toneelgroep Amsterdam на сцене театра Балтийский дом
Фестиваль Балтийский дом

Хорошо известный нам нидерландский театр и его художественный руководитель Иво ван Хове показали на фестивале инсценировку романа знаменитого нидерландского писателя-модерниста Луиса Купейруса. Практически неизвестный у нас, Купейрус кажется весьма созвучным своей эпохе - Метерлинку, Ибсену, отчасти Золя. И спектакль Иво ван Хове своей проблематикой напоминает прошлогоднее полотно Люка Персеваля на темы Золя.

Пожалуй, это лучший спектакль ван Хове, показанный в Петербурге. Блестящий спектакль, спектакль-шедевр. Темные одежды героев, отражающиеся в огромном зеркале на заднике; их медленные, почти танцевальные движения, внушительные проходы по сцене и умное молчание; скульптурно выстроенные группы персонажей - все это напоминает картины нидерландских классиков. Давнее убийство отца, о котором не знает никто из большой семьи, кроме полусумасшедшего сына, накладывает жуткий отпечаток на всех многочисленных ее членов. Это убийство (с отсылкой к "Гамлету" и c легким фрейдистским флером), породившее тайное кровосмешение (тут ощутим сильный привкус готического романа), - проклятие рода, из-за которого не складывается ни одна жизнь. И только смерти родоначальников-убийц освобождают их потомков. С основной темой связаны традиционные модернистские мотивы северной и южной крови, дионисического и аполлонического, трагическая невозможность ощутить радость жизни, гнетущая душу главного героя (здесь ощутима и связь с Чеховым, которого Toneelgroep играл на фестивале Балтийский дом в 2013 году), и сложные поиски замены этому чувству, которые ведут другие члены семьи, менее остро чувствующие и менее откровенные.

Актеры Toneelgroep создают великолепный ансамбль. Блестящие актерские работы - например, Frieda Pitoors, играющая бабушку Оттили, умирает прямо на сцене: замечательно имитируя предсмертные стоны и предсмертное дыхание - соединяются с растворенностью игры каждого в игре коллектива. "Обнаженка" (главный герой и главная героиня весьма убедительно показывают игры влюбленных в медовый месяц), традиционно в России встреченная недовольным ропотом, - блестяще подчеркивает внутреннюю сторону черных аскетических одежд и ложь показной морали, а также демонстрирует то самое южное мироощущение, к которому стремятся герои и которое им не дано (ожидаемого полового акта на сцене все-таки не случится).
Финальный монолог Лота, главного героя, в исполнении Aus'а Greidanus'а младшего (он так и значится в труппе: Aus Greidanus jr. - почти как в императорском балете была "Анна Павлова вторая"), прочитанный спокойным голосом, звучит трагическим воплем и завершается в страшном тумане, заполонившем сцену, - звучит почти из могилы.

Шедевром делает этот спектакль не только поразительная соразмерность и соотнесенность всех частей и приемов (можно и о золотом сечении вспомнить - вот так оно должно выглядеть в театральной постановке), но и умение передать вполне современным языком и современной сценографией тонкие страсти, разъедавшие души модернистской эпохи примерно столетие назад. Задача, практически невозможная для российских режиссеров.
Tags: toneelgroep amsterdam, Иво ван Хове, фестиваль Балтийский дом
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Сказки Гофмана

    30 июля Новая сцена Мариинского театра Премьера Почему Валерий Гергиев — музыкальный руководитель постановки — отказался дирижировать первым…

  • Гала-концерт балета: все звезды

    25 июля Мариинский театр Формально этот (и похожий, прошедший накануне — 24 июля) балетный гала был мощной демонстрацией балетных возможностей…

  • Хибла Герзмава в Мариинском театре

    22 июля Новая сцена Концерт знаменитого сопрано, звезды мировой оперы, а теперь и приглашенной солистки Мариинского театра, собрал весь…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments