evg_ponomarev

Categories:

Цинк (Zn)

5 октября

Государственный молодежный театр Литвы совместно с театром «Мено Фортас» (Вильнюс) на сцене театра Балтийский дом

Фестиваль Балтийский дом


Постоянный участник и хэдлайнер фестиваля Эймунтас Някрошюс в этот раз привез спектакль, поставленный по произведениям Светланы Алексиевич. Присуждение Нобелевской премии 2015 года русскоязычному писателю из Беларуси не внушило положительных эмоций российскому истеблишменту и по этой причине прошло в нашей стране почти незамеченным. Похоже, для культуры Литвы, другого белорусского соседа — это значительно более важное событие.  Крупнейший, известнейший литовский режиссер ставит спектакль по произведениям Алексиевич. 

Впервые за долгие годы Някрошюс привез в Россию политически актуальный спектакль. До этого мы видели вымученные попытки политизировать русскую классику, например, в «Борисе Годунове». Здесь ситуация иная: две книги Алексиевич «Цинковые мальчики» (1989) и «Чернобыльская молитва» (1997) — первая вышла еще при СССР, вторая уже в период белорусской независимости, — несмотря на (тридцати)двадцатилетнюю давность, так близко касаются сегодняшнего дня, что ничего придумывать не приходится. Первая часть спектакля, посвященная людям Афганской войны и их послевоенной жизни, полна общечеловеческим антивоенным криком. Вторая — рассказывает о человеке, попавшем в центр самой крупной ядерной катастрофы. И это не менее актуально, потому что поколение современных политиков цинично рассуждает о ядерных ударах, плохо представляя себе их результаты. 

Обычных някрошюсовских приколов в спектакле по минимуму. Некоторые метафоры (с футбольным судьей вместо судьи в мантии и болельщиками вместо выступающих свидетелей) по-настоящему интересны, ибо прочитываются легко и непринужденно. Но сила спектакля не в этом, а в текстах Алексиевич. Благодаря им зритель переживает катарсис, на глаза наворачиваются слезы, а из души рвется крик. Ибо нельзя спокойно слушать о том, как умирает шестилетняя девочка, получившая жуткую дозу облучения; о том, как жена не хочет знать, что ее муж-пожарник, в первую ночь отправленный тушить реактор, уже не человек, а страшный радиоактивный объект, и проводит в его палате все ночи; или о том, как мать не узнает сына, вернувшегося из Афгана, и не хочет верить, что теперь для него убить человека — раз плюнуть. 

Сильнейшее впечатление, которое производит спектакль, строится на синтезе документального текста и неожиданно лаконичной метафоричности режиссера. Забавно, что молодая Алексиевич с бобинным магнитофоном становится главным героем спектакля. Это как-то не принято по отношению к живым и здравствующим писателям, но Някрошюсу, по-видимому, необходимо. Поскольку главная тема спектакля — очищенная от политики и прагматики человечность. 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded