evg_ponomarev

Category:

Гастроли театра Сётику Гранд Кабуки Тикамацу-дза

На сцене БДТ ежедневно с 19 по 22 сентября

Посетил спектакли 19 и 21 сентября

Основная труппа Кабуки приезжает из Токио в Петербург не часто. В прошлый раз она была в нашем городе в 2003 году: в год трехсотлетия город поздравляли самые выдающиеся театральные коллективы мира. Тогда привозили большой классический спектакль «Самоубийство влюбленных в Сонэдзаки», главную женскую роль в котором играл художественный руководитель труппы Тодзюро Саката (сценический псевдоним Накамура Сэндзяку II). На сей раз театр привез программу из двух небольших представлений.  Тодзюро Саката с труппой не приехал, но он по-прежнему — режиссер-постановщик спектаклей, а главные роли в обоих спектаклях — мужскую и женскую — исполняли его сыновья Накамура Гандзиро и Накамура Сэндзяку.  

В первом отделении была представлена первая часть пьесы «японского Шекспира» Тикамацу Мондзаэмона под названием «Кейсэй Ханконго», рассказывающая о художнике Тоса и его учениках. Главными героями оказываются младший ученик художника Укиё Матахэй с женой, жизнь которых бедна и трудна. Собравшись покончить счеты с жизнью, Укиё пишет на камне свой надгробный портрет, но тушь проступает через камень — и портрет написан с обеих сторон. И все, включая учителя, дивятся великому искусству Укиё. Пьеса соединяет трагический пафос с наполненными тонкой иронией жанровыми сценками, что позволяет артистам играть весьма реалистично. Заика Укиё стесняется говорить с учителем, вместо него говорит его болтушка-жена. Старший ученик получает фамилию учителя и почетную кисть за другой великий подвиг живописи: он стер тигра, который был написан каким-то художником среди травы. При этом ненастоящий тигр все-таки разорял поля крестьян, так что ситуация почти сюрреалистическая. Учитель Тоса (Катаока Итидзо) полон чувства достоинства, которое тем более сильнее, что он в немилости у императора и живет в ссылке. Его жена  (Накамура Ганносукэ) очень добрая женщина, которая всячески жалеет учеников и стремится помочь им. Все это великолепно сыграно. Актерский ансамбль восхитителен, включая эпизодические роли пятерых крестьян или воина-вестника, исполняющего на деревянном помосте ханамити танец с мечом. 

Во втором отделении представили «Ёсинояму» — частичку одного из главных сюжетов театра Кабуки. Сидзука Годзэн в сопровождении Сато Таданобу (который на самом деле лис-оборотень — это характерный японский мотив) едет к своему возлюбленному. Собственно, движение двух главных героев через прекрасный пейзаж гор Ёсино и составляет сюжет получасового представления.  Его основа — разного рода танцы и пластические движения. Еще на ханамити выбегает хор воинов, которым командует Тода (Накамура Кикаку) — потешный болван. Они пытаются забрать Сидзуку, но Таданобу побеждает их в бою благодаря возможности оборотня исчезать. Все это исключительно красиво и напоминает древний, синкретический, архетипический театр, не отделившийся еще от магического знания и религиозного ритуала. 

Спектакли Кабуки нужно смотреть как минимум дважды, потому что за один раз не успеваешь уловить все детали и нюансы и в актерской игре, и в танцевальных движениях. Второй просмотр был для меня значительно более глубоким погружениям в спектакль: когда заранее знаешь канву, начинаешь обращать внимания на то, что в первый раз незаметно. 

Но, несмотря на полученное наслаждение, не могу не сказать два резких слова по поводу коммерческой жилки нынешнего руководства БДТ. Сдавать театр всем, кто платит, — это стало нормой за годы руководства Могучего. Что только не показывают сегодня на этой сцене, Товстоногов бы в ужас пришел! Но откровенно спекулировать ценой билета на спектакль, который почти наверняка щедро спонсируется и Посольством Японии и Министерством культуры России, — это нечто запредельное. Рассказываю подробности. В феврале, когда открылись продажи, зрители раскупили много билетов в первые же дни. Каково же было мое удивление, когда, зайдя на сайт БДТ к концу первой недели продаж, я обнаружил, что цены на купленные мной места выросли на тысячу рублей! Но еще эффектнее другая история, свежая. 19 сентября программка спектакля стоила 200 рублей, 21 сентября — 250. На мой изумленный вопрос девушка, продающая программки, ответила, что цены были повышены руководством театра. Вот эта мелочная жадность уже совершенно мерзка! 

Госпожа Архипова, директор БДТ, Вы так побираетесь? Вам самой-то не стыдно? Мне за Вас очень стыдно.  

 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded