evg_ponomarev (evg_ponomarev) wrote,
evg_ponomarev
evg_ponomarev

Category:

Оркестр Баварского радио

16 мая
Большой зал филармонии

Филармонический фестиваль "Музыкальная коллекция" в этом году открылся грандиозным концертом. Оркестр Баварского радио, раз в несколько лет приезжающий в Петербург со своим неизменным руководителем Марисом Янсонсом, порадовал нас очень интересной программой. В первом отделении - 3 симфония Бетховена, во втором отделении две симфонические поэмы: "Дон Жуан" Рихарда Штрауса и "Вальс" Равеля. Программа, с одной стороны, имеет ясную музыкальную логику (от романтической музыки к музыке раннего модернизма), с другой стороны - идеально подчеркивает плюсы Оркестра Баварского радио. Его светлый и легкий, по сравнению с другими немецкими оркестрами, звук показался просто идеальным для третьей симфонии - обстоятельной, многогранной и еще полной веры в человека. Даже вторая медленная часть, начинающаяся с Marcia funebre, звучит оптимистической надеждой. Легкость в мыслях, свойственная дирижерской манере Янсонса, тут оказалась к месту: оркестр исполнил симфонию без ненужной рефлексии.
Во втором отделении эффектно отыграли "Дон Жуана". Одна из медленных певучих частей понравилась очень, но общая мысль при слушании этой музыки не оставляет никогда: а про что это вообще? а есть ли единый замысел в череде различных звучаний? в чем фишка этого опуса, кроме обычных рихардо-штраусовских красивостей? Никогда не мог ответить себе на эти вопросы. Оркестр Баварского радио с красивостью замечательно справился, ответов же я от него изначально не ждал. Последовавший за "Дон Жуаном" равелевский "Вальс" хорош уже тем, что в нем практически нет программных претензий. С одной стороны, есть воспоминание о венской культуре и о другом Штраусе - Иоганне, с другой стороны, есть надрыв и рефлексия, вызванные Мировой войной и утратой прежней венской жизни (написано в 1920 году). Вот эту симфоническую поэму я прослушал с удовольствием. Здесь сквозь нарочитую красивость пробивается какой-то страх, какое-то предостережение.
Овация, устроенная публикой, поддерживалась медленными уходами-выходами дирижера, обстоятельным подниманием музыкантов разных оркестровых групп и двумя номерами на бис. Первый бис был в духе первого отделения - менуэт Боккерини, второй - как любезно сообщает dina2304 в комментах, Барток (финал балета "Чудесный мандарин"). Тут можно посетовать, что наша филармония не поступает так, как некоторые концертные залы Европы, выкладывая на сайте на следующий день полный список бисов.
Наверное, из всех концертов Оркестра Баварского радио в Петербургской филармонии этот был лучшим. Потому что музыкальные тексты выбраны такие, что индивидуальная дирижерская интерпретация вроде бы и не требуется. Достаточно высочайшего профессионализма оркестрантов. Впрочем, это очень субъективное впечатление.
Tags: Марис Янсонс, Оркестр Баварского радио, филармония
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments