?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

4 марта
Большой зал филармонии

Очень интересную и очень большую программу из произведений Антонио Вивальди в день рождения композитора сыграл на филармонической сцене итальянский коллектив.
Первое отделение включало в себя четыре арии из опер Вивальди (плюс две арии на бис: одна Вивальди, одна нет) в исполнении Джеммы Бертаньолли, а также оркестровое вступление - "симфония" (т.е. просто оркестровый кусок) из оперы "Истина в испытании" - и (в срединном промежутке между ариями) увертюра к опере "Олимпиада" (тоже построенная как "симфония" - из трех маленьких частей). Бертаньолли же в рамках основной программы пела арию Эрсиллы из оперы "Роланд, мнимый безумец", арию царицы Ипполиты из оперы "Геркулес на Термодонте", а после оркестровой увертюры арию Фарнака из оперы "Фарнак" и арию Вагуса из оперы "Торжествующая Юдифь".
Голос у Джеммы Бертаньолли не очень большой, но достаточно красивый. Ее исполнение очень культурно и грамотно: все минусы вокала, которых предостаточно (прежде всего не дается ей верх), она закрывает академически выверенно и убедительно, как стареющий профессор консерватории. При этом аутентично интонирует и выпевает колоратуры на совесть - за это прежде всего и ценишь барочную певицу.

Во втором отделении оркестр "Итальянские виртуозы" с солистом-художественным руководителем Альберто Мартини исполнил "Времена года" Вивальди. Исполнили весьма педантично, подчеркивая местами звукоподражательные вещи, которых у Вивальди можно найти довольно много. Если сравнивать с другими исполнениями, которые доводилось слышать, то много лучше в 2012 году в той же филармонии играл "Времена года" камерный оркестр "Музыканты Рима" и Антонио Ансельми. Здесь несколько не хватало вдохновения, которое, как и в случае с певицей, заменил профессорский академизм (Альберто Мартини - профессор двух консерваторий). В литературе есть понятие "доцентская проза". В исполнительском мастерстве она тоже иногда проступает. Однако в России так играть не умеют, и весь филармонический зал получил большое удовольствие. Вдохновленный овацией, камерный оркестр, несмотря на позднее время, исполнил еще три номера на бис, из которых хочется выделить пьесу Майкла Наймана - любимого композитора Питера Гринуэя. Он вполне подошел к Вивальди (повторенный кусочек из "Времен года") и, если правильно понял, Россини, завершившему концерт.

Филармонии большое спасибо за итальянский камерный оркестр, ярко играющий Вивальди на барочных инструментах. Все бы хорошо, если бы не совершенно хамский в своей искренности (всем все очень нравилось) зал, аплодирующий в каждой паузе, прохлопавший и все "Времена года" - но это еще бы ничего, мы к этому привыкли. Но был еще совершенно меланхолический кашель (когда человеку даже не приходит в голову попытаться кашель сдержать - он кашляет, как у себя дома), громкое шуршание разворачиваемых таблеток, чихание и втягивание носом (зачем в таком состоянии приходить на концерт - хоть убейте, не понимаю) и разговоры во время исполнения. К сожалению, это наша реальность культурной столицы. Может, нужно в филармонии перед каждым отделением проецировать на стены зала ролик с правилами поведения? Или что-то в консерватории подправить?

Recent Posts from This Journal

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
amarguerite
Mar. 9th, 2018 12:57 pm (UTC)
Неадекватная публика - вечная, боюсь, проблема, и ролик с правилами не поможет. Зрителям с низким уровнем культуры и плохой рефлексией многих вещей не объяснишь - не слышат или агрессивно реагируют сразу: "ачётакова?", "зато атдуши!", "ну кашляем, - но мы ж деньги платили!", "ты зануда/сноб!" и т.д.
evg_ponomarev
Mar. 12th, 2018 06:28 am (UTC)
А я думаю, если ролик пустить официально, они примут к сведению. Еще бы лучше что-то вроде иронической социальной рекламы на дорогах с изображением барана и надписями типа "Вылез на перекресток? Молодец! Теперь все смотрят, что ты будешь делать дальше".
Предлагаю вариант: "Захлопал в паузе между частями? Первый раз на концерте классической музыки?" - и дальше кадры из "Собачьего сердца": "Вы ещё только формирующееся, слабое в умственном отношении существо, все ваши поступки чисто звериные, и вы в присутствии людей с консерваторским и университетским образованием позволяете себе с развязностью совершенно невыносимой хлопать в ладоши… вам нужно молчать и слушать, молчать и слушать..."
amarguerite
Mar. 12th, 2018 09:13 am (UTC)
Ролик был бы отличный =) - но опять же, боюсь, у среднего "попкорнового" зрителя-слушателя такое пролетит мимо сознания: "умно, профессор, но больно непонятно", перефразируя того же автора.
Про мобильные телефоны и съёмку давно объявляют, и даже артисты прямо со сцены стебут экспромтом - и что толку?
И как это решит проблему бабок с фантиками, дамочек с неадекватными детьми и гриппозных, которые "деньги платили"?
Взрослому человеку, как правило, привить нужный паттерн поведения очень тяжело - потому что уже стоит блок "Нечего тут меня учить!" и требуется целый комплекс внутренних изменений. Готовы к этому единицы, по моему опыту работы с людьми.
С молодёжью работать надо - там ещё есть все шансы. =)
lisovskayamargo
Mar. 17th, 2019 09:33 am (UTC)
Вы затрагиваете в своих отзывах важные проблемы современного общества! Опять же не могу не согласиться с Вашим мнением. Есть люди, которые не соблюдают элементарные правила поведения... Этим они часто мешают другим, вот, например, поведение присутствующих при исполнении произведений Вивальди. Я еще со школьных уроков в восторге от музыки Антонио Вивальди, поэтому уверена, что, если бы я присутствовала на концерте, меня бы разозлило все, что Вы перечислили. Сама я, слушая произведения дома, убираю отвлекающие факторы.
Но это относится не только к Вивальди. Например, на лекциях в университете многие любят "лясы точить", не думая о том, что они мешают остальным слушать и преподавателю рассказывать. Очень культурно...

Edited at 2019-03-18 12:46 pm (UTC)
( 4 comments — Leave a comment )

Profile

evg_ponomarev
evg_ponomarev

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow