evg_ponomarev (evg_ponomarev) wrote,
evg_ponomarev
evg_ponomarev

Categories:

Шурале: Рената Шакирова - Игорь Колб

28 января
Мариинский театр (утро, 13.00)

Решил пересмотреть "Шурале": не видел с премьеры в 2009 году. Из двух спектаклей - утреннего и вечернего - выбрал утренний, поскольку оба солиста показались интереснее. И не прогадал.
Спектакль показался ярче и свежее, чем на премьере - не знаю, почему. Хореография Леонида Якобсона (если учитывать все условные рамки, которые ему ставило время и советские начальники), как всегда, гениальна. Это, наверное, единственное обращение мастера к фольклорным традициям и народному танцу, которые обыгрываются с присущим великому хореографу минимализмом и простотой хореографических решений. Очевидные параллели с "Лебединым озером" снимаются при помощи неточности аллюзий: Сюимбике - не лебедь, а маленькая, миниатюрная птичка с иным набором движений; ее динамика оттеняется не коршуном Ротбартом, а лесным демоном Шурале, человеком-корягой. Замечательны вариации Шурале и танцы нечисти, доходящие до апофеоза в последнем, третьем акте. Во втором акте показана не традиционная балетная свадьба с привычным гран-па, а настоящий народный обряд. А танцы подвыпивших гостей (поставленные задолго до того, как каждый хореограф семидесятых считал своим долгом сделать на свадьбе комический "пьяный танец") интересно взаимодействуют со стелящейся агрессией деревянного демона.
Для Ренаты Шакировой это было первое выступление в роли Сюимбике. Она очень старалась. Ее птичья легкость (маленькая трепещущая пташка, с частыми взмахами крыльев и быстротой пробежек) и девичья непосредственность прямо отражаются в танце. Ее это роль, одно удовольствие смотреть. Алексей Тимофеев в партии Али-Батыра хорошо носит партнершу. Это большое достоинство. И за это можно ему простить чугунные ноги во всех вариациях.
С каждой новой ролью характерного репертуара потрясающе раскрывается Игорь Колб. Колдунья в "Сильфиде" ему не слишком удалась - Ислом Баймурадов колдует лучше. Но партия Шурале дает Игорю больше возможностей: артист здесь демонстрирует и пластику, и темперамент, и эффектную работу древесных рук. Общее ведение роли достойно самой высочайшей похвалы: мы видим, как меняется настроение древесного демона, как изливается из него коварство - и все это как-то не по-человечески, по-лесному примитивно. Не было у меня на премьере такого мощного переживания - непосредственно ощущаешь в этой роли античеловеческое природное начало. Когда в первом и особенно в третьем действии Шурале возглавляет лесное воинство, восприятие меняется: здесь Шурале снисходительно руководит пандемониумом. Якобсон добавил Шурале парочку вариаций с прыжками - вот это не для Колба, хотя в этом балете и низкий прыжок выглядит сносно.
Среди лесной армии следует особо отметить новых для меня артистов - Евгению Емельянову (Огненная ведьма) и Олега Демченко (Шайтан). Их высокие прыжки и мощный характерный танец во многом создал успех лесных сцен.
Так что неожиданно порадовал воскресный утренник. Очень рекомендую "Шурале" в этом составе.
Tags: Игорь Колб, Мариинский, Рената Шакирова, Шурале, Якобсон
Subscribe

  • Серьезный человек (A Serious Man). Реж. Джоэл и Итан Коэны

    Кинотеатр "Аврора" единственный в Петербурге показывает новый фильм братьев Коэнов. Поначалу кажется, что Коэны потихоньку выходят в…

  • Сказки Гофмана

    30 июля Новая сцена Мариинского театра Премьера Почему Валерий Гергиев — музыкальный руководитель постановки — отказался дирижировать первым…

  • Гала-концерт балета: все звезды

    25 июля Мариинский театр Формально этот (и похожий, прошедший накануне — 24 июля) балетный гала был мощной демонстрацией балетных возможностей…

  • Хибла Герзмава в Мариинском театре

    22 июля Новая сцена Концерт знаменитого сопрано, звезды мировой оперы, а теперь и приглашенной солистки Мариинского театра, собрал весь…

  • Творческий вечер Кимина Кима

    18 июля Мариинский театр Фото Александра Гребенникова Фестиваль «Звезды белых ночей» завершился 18 июля во всех трех зданиях…

  • Вечер Стравинского (Байка. Мавра. Поцелуй феи)

    14 июля, второй спектакль премьеры Новая сцена Мариинского театра Идея представить три небольшие вещи Игоря Стравинского за один вечер…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments