evg_ponomarev (evg_ponomarev) wrote,
evg_ponomarev
evg_ponomarev

Category:

Вишнева в Кармен-сюите и все приложившееся

8 октября
Мариинский театр

Впервые видел "Кармен-сюиту" на сцене, не по телевизору. В очередной раз могу сказать: нельзя смотреть спектакли по телевизору. Блестящие драматические спектакли по телевизору становятся скукотенью. Балет по телевизору приобретает некую усредненность, т.е. плохой балет становится лучше, а хороший сильно проигрывает оригиналу. Например, выдающийся "Хрустальный дворец" в Мариинском театре середины 90-х (с молодыми Вишневой и Лопаткиной в одном  балете) по телевизору смотрелся как совершенно обычная балетная продукция.
Так вот, традиционно, как все балетоманы, просматривая "Кармен-сюиту" с Плисецкой, я был уверен, что главная проблема этого балета - плохая хореография. Оказалось, совсем все не так. Спектакль, оказывается, если видеть сцену целиком, очень интересный. Сведение истории Кармен и Хозе к бою с быком и роком значительно круче, чем я думал. Проведено последовательно через весь спектакль - и даже примитивизм движений на этом фоне смотрится картинно.
Не понял я только одного: зачем наши примы в самый расцвет формы и таланта танцуют балет, который Майя Михайловна стала танцевать на склоне балетной карьеры? Впрочем, зачем его сделала Ульяна, еще можно понять. А Диана-то чего? Лучше бы Эгину подготовила, да и Фригию заодно. Было бы и эффектнее и профессиональнее.
Один очень разбирающийся в балете человек сказал мне сегодня следующее: "Я допускал, что может быть плохо, но совсем не думал, что может быть настолько плохо". Отчасти согласен, но внес бы коррективу. Великой балериной Вишнева еще не стала - просто в силу возраста (а может, и таланта - но эту тему пока закроем. Можно ли сравнить Вишневу с Плисецкой, будем думать лет через 20-25). Поэтому вложить что-то свое, глубокое, неуловимое в хореографический минимализм, ориентированный на стареющую Плисецкую, ей попросту сложно. Она пока еще в танце другим берет. Так и не надо танцевать старческие партии.
А то, действительно, местами было скучно, а местами получалась не Кармен, а хорошо знакомое мне по студенческой молодости поведение девушек из Краснодара. И лишь временами проступало что-то похожее на Кармен.
Посмотрим, что будет дальше. Ведь первое в Мариинском "Лебединое" у Дианы (2005 год) напоминало цыпленка табака.
О других танцовщиках. Если бы Денис Матвиенко танцевал только такие партии, как сегодняшний Тореро, я бы очень любил смотреть на Дениса Матвиенко. Илья Кузнецов, похоже, не видит разницы между Хозе и классическими принцами. Надежде Гончар очень повредил костюм. Если такое тело затянуть в трико, рок получается смехотворный. Замерла в финале очень убедительно.
И о том, что было дальше. "Предчувствие весны" сразу вызвало плохое предчувствие, едва я прочитал краткое содержание. Мало того, что с первого раза совершенно не ясно, кто на ком стоял, кто кого куда заморозил - перечитать надо раза три. Из него еще ясно, что общая культура нового хореографа Мариинки ограничивается репитиционным залом: даже "Снегурочку" Римского-Островского Смекалов не удосужился пока послушать. Хореография в лучших традициях уже надежно забытого нами Кирилла Симонова. Т.е. видимость хореографии. Каждый пункт программы реализуется каким-либо движением. Ярчайшая находка - похлопывание себя по плечам руками. Стоит сравнить этот шедевр с действительно языческими по духу "Русскими сезонами", как все становится ясно. Не понимаю только, зачем Мариинке уже третий или четвертый карманно-бездарный балетмейстер из кордебалета. В "Щелкунчике" или шемякинской тройчатке (прошедшей, кажется, всего два раза) хотя бы костюмы и декорации были яркие. Здесь же интерактивная декорация напоминает разводы, которые вылезают на монитор, если поставить аудиодиск.
Особенно чувствуется талант Смекалова между Альберто Алонсо и Джорждем Баланчиным. Тот, кто придумал сегодняшнюю программу, очень любит, наверное, Юрия Смекалова.
"Шотландская симфония" в девяностые была много лучше. И не только потому что Терехова на фоне Анастасии Матвиенко - Сильви Гиллем. Но и потому, что затанцован балет, превращен в череду рабочих моментов. Яна Селина лучше всех. Только в ней было что-то вроде баланчинской легкости.
Что за традиция у нас дурная: губернатор Матвиенко - и аж две Матвиенки на сцене. Теперь вот две Тимченки появились. Тимченко - новый губернатор?
Tags: Анастасия Матвиенко, Анастасия матвиенко, Денис Матвиенко, Илья Кузнецов, Кирилл Симонов, Надежда Гончар, Смекалов, Тимченко, вишнева, кармен-сюита, лопаткина, плисецкая
Subscribe

  • "Полнолуние" Пины Бауш

    18 сентября Театр танца Пины Бауш (Вупперталь) на сцене Александринского театра Под эгидой фестиваля «Александринский» Спектакль,…

  • "Полночь" Александринского фестиваля

    22 сентября Новая сцена Александринского театра Тем временем продолжается фестиваль "Александринский". В рамках фестиваля прошла премьера…

  • Площадь героев

    Сезон 2017/2018 1 сентября Литовский национальный драматический театр на сцене Александринского театра Фестиваль "Александринский" Фестиваль…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments