evg_ponomarev (evg_ponomarev) wrote,
evg_ponomarev
evg_ponomarev

Categories:

"Тристан и Изольда" под запись

14, 15, 16 июня
Концертный зал Мариинского театра
Фестиваль "Звезды белых ночей"

Необычное решение Валерия Гергиева - записывать оперу Рихарда Вагнера "Тристан и Изольда" по актам, в три дня - таило в себе разные опасности. Во-первых, заранее ясно: соберется очень разная публика. Все три акта прослушают лишь музыканты и профессиональные театралы; будет много случайных людей, пришедших поглазеть на знаменитость. Как результат - диверсанты с мобильными телефонами портили каждый вечер. На первом акте, когда телефон звенел долго и нагло, дирижер даже обернулся к залу с недоумением. Во-вторых, за три дня голоса солистов не столько отдыхают, сколько не успевают восстановиться. У каждого, конечно, по-разному, но часто лучше рвать голос долго и много один вечер, чем умеренно - три подряд. На втором акте (15 июня) и Тристан и Изольда показались куда менее свежими, чем на первом. Полагаю (на третий акт, по ряду причин, не ходил), что на третий вечер главные солисты были еще хуже. Наконец, разочарованные скептики, придя один раз, может, и дослушали бы. А так - с каждым днем количество скептиков уменьшалось.

Общие впечатления таковы. Оркестр, как обычно у Гергиева на операх Вагнера, звучит очень прилично. За долгие годы появился богатый опыт. Солисты для вторых ролей замечательны. Рене Папе, без которого не обходится ни один вагнеровский проект Мариинки, очень хорош в партии короля Марка. Еще более понравилась Екатерина Губанова - Брангена. В первом акте она удачно оттеняла и Изольду и Тристана в дуэтах красотой тембра и грамотным спокойным пением. Насколько помню ее выступления на исторической сцене, голосу Губановой не всегда хватает силы, но в Концертном зале этой проблемы нет. Во втором акте она завораживающе звучала на пиано - "ночным стражем" в любовной сцене Тристана и Изольды.
Но самое странное - подбор солистов на главные партии. Как поет оперы Вагнера Михаил Векуа, мы хорошо знаем - сильным криком. За счет этого часто теряется нужная интонация. И к середине оперы голос начинает рваться. На роль Изольды маэстро пригласил Хайди Мелтон - далеко не самую титулованную певицу. К сожалению, Гергиеву такие сопрано нравятся - громкие и безвкусные. У нее и середина так себе, но верх - это что-то: истеричный, кричащий, визгливый. Любовный дуэт Тристана и Изольды во втором акте слушать совсем не хотелось, но деваться было некуда. Если Векуа хотя бы слегка отдохнул за сутки, то Мелтон отдых явно на пользу не пошел. Второй вечер у нее совсем не получился.

Не знаю, что с этим можно сделать на записи. Думаю, что вариант, который Гергиев пробовал несколько лет назад - с Кауфманном и Аней Кампе (почему-то не приехавшей в этот раз петь Изольду) - в разы лучше. Может, вернуться к нему и повторить еще раз?
(С Кауфманном я, пожалуй, погорячился. Пел-то он в Мариинском "Валькирию". Хватит ли его на Тристана, не уверен. Но есть же из ангажементов прошлых лет и Аня Кампе, и Нина Штемме. Куда более достойные Изольды).
Tags: Вагнер, Гергиев, Екатерина Губанова, Концертный зал, Мариинский театр, Рене Папе, звезды белых ночей, мариинка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments