evg_ponomarev (evg_ponomarev) wrote,
evg_ponomarev
evg_ponomarev

Category:

Отелло Някрошюса

27 сентября
Театр "Балтийский дом"
Открытие фестиваля

Посмотрел спектакль "Отелло", на который не пошел в 2007 году, когда Някрошюс показывал в Петербурге практически всю свою продукцию. В очередной раз понял, что не мой режиссер Някрошюс.
Это такой анти-Станиславский. Если школа Станиславского играет все эмоции нутром, здесь напротив - все эмоции выведены наружу. За Отелло плачут двери, поставленные по сторонам сцены - этакие "фонтаны слез" получаются. Вместо сердца Бьянки стучат часы, которые она достает из-под платья и расставляет на табуретке. Ревность Отелло из платка разрастается до свадебной простыни Дездемоны такой же расцветки и так далее. Если надо показать сильное волнение или сильное чувство, герои начинают бегать по сцене туда-сюда. Или, как Яго, убегать в одну кулису и выбегать из другой. Т.е. ненависть настолько сильна, что он даже за сценой мчится сломя голову. В принципе, следовать Някрошюсу - это выход для современного российского театра, в котором играть по Станиславскому мало кому таланта хватает.
Непонятно только, зачем Отелло все-таки плачет сам. Для двойного эффекта, по-видимому.
Отчужденная эмоция, выведенная за тело артиста (Отелло убивает Яго, тыча мечом в пол. Яго перед этим зарезал жену, разрезав платок в ее руках и пр.), создает трюк.  Герой превращается в статиста или даже в костюмированный задник. Весь изобразительный ряд спектакля сводится к тому, как эффектнее выполнить отчуждение. И когда море в самом начале пьесы разливается в несколько ванночек для ног или когда море весь спектакль шумит где-то за сценой, но в то же время и в руках людей, постоянно сидящих на заднике, это отчужденное море. Трансформации отчужденных предметов - те же ванночки трансформируются многократно: в корабли, которые Отелло тащит за собой, как Гулливер, в гроб, в разбитое корыто (вновь отсылка к Пушкину, как и с фонтаном слез) - создают внутреннюю логику спектакля. И мы забываем, что смотрим "Отелло". С таким же успехом мы могли бы смотреть "Бахчисарайский фонтан" или любой спектакль из репертуара Мено Фортас.  Тем более, что, несмотря на изобретательность Някрошюса, трюки повторяются. Смотрю на сцену и думаю, что нечто подобное я уже видел - кажется, в "Фаусте". Да не все ли равно где? Тут, конечно, можно порассуждать о метатекстовом спектакле. Но мне не хочется. Мне хочется живого театра. А у Някрошюса театр выходит эдакой расчлененкой, некрофилией - созвучной фамилии режиссера, в духе его же "Гамлета".
Поскольку трансформации бесконечны, к середине любого спектакля Някрошюса у меня наступает оскомина. Мне надоедает следить за трансформациями предметов, поскольку я не понимаю, зачем мне это нужно. Половину метафор-трансформаций я вообще начинаю пропускать, потому что перед нами не спектакль эпохи символизма. Мы, слава богу, прожили с тех пор сложную историю и знаем, что символы, приводящие нас в вечность, - большей частью умозрение гениальных безумцев, весьма субъективное. Мне лично лень раздумывать над метафорами Някрошюса, ибо их очень много и каждая существует отдельно, отчужденно от общего целого.
Еще более раздражает, что каждый трюк повторяется по несколько раз, никак не меньше трех. Чтобы мы заметили, если не заметили. Не люблю диктовки. Не люблю, когда меня считают за дурака. В ответ я начинаю считать за дурака режиссера и угадывать, как будет развит этот трюк - или какой трюк ждать дальше. И почти всегда угадываю.
Наконец, слишком всего много. Някрошюс - классический графоман. Поэтому любой спектакль может продолжаться сколько угодно. "Отелло" в этом смысле еще ничего. Но общий грех и здесь хорошо виден. Очень красивую сцену убийства Дездемоны (особенно понравилось, как она оживает и обнимает Отелло, погибая снова) губит бесконечный, тоскливый финал из вымученных сильных трюков.
Tags: Някрошюс, Отелло, фестиваль Балтийский дом
Subscribe

  • "Баядерка" Начо Дуато

    4 октября Михайловский театр Премьера Новый балет хореографа Дуато вызывает не только глубочайшее разочарование в его таланте, но и мысли об…

  • Перемены в Михайловском театре?

    В порядке размышления... Приглашение в Михайловский театр в качестве главного дирижера Александра Ведерникова (ранее работавшего в Большом…

  • Фарух Рузиматов - злая фея Карабос

    11 декабря Михайловский театр Большой артист в маленькой роли - это крайне интересный жанр. Как краткий рассказ большого писателя. Фарух Рузиматов,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments