evg_ponomarev (evg_ponomarev) wrote,
evg_ponomarev
evg_ponomarev

Category:

Звездный "Дон Карлос" на фестивале "Звезды белых ночей"

10 июня
Новая сцена Мариинского театра
Фестиваль "Звезды белых ночей"

По составу солистов "Дон Карлос" должен был стать парадным. Первое выступление Татьяны Сержан в партии Елизаветы Валуа, Екатерина Семенчук (только что слышал ее в партии Эболи в Лондоне - об этом расскажу чуть позже), Нажмиддин Мавлянов в качестве приглашенного тенора на заглавную роль, Алексей Марков в партии маркиза Позы и Михаил Петренко (который тоже у нас считается звездой) в партии Филиппа. Для полной звездности нужен, конечно бы, Ильдар Абдразаков (в великолепном лондонском "Карлосе" пел именно он), но видно, его личные планы не позволяют.

Получилось, впрочем, неровно. Мавлянов (певший в прошлом сезоне "Трубадура" на четверочку - весьма прилично в общих сценах и совершенно никак в арии и стретте) в этот раз совершенно не попал в спектакль. Размазанные ноты, верхи все время либо рывком, либо транспонируя вниз, разваливающийся звук, рядом с другими солистами совершенно не слышен. Вот, например, сцена в саду королевы. Эболи и Поза и слышны и спеты. А тенора нет. И так постоянно, включая общие сцены, где Карлос позарез нужен. Дуэты с Елизаветой Валуа завалены вконец - впрочем, мой вкус в этом сезоне испорчен Дон Карлосами Франческо Мели (потрясающе певшего как раз эти дуэты) и Брайна Химеля (потрясающе певшего все). Никак не могу понять, почему московские снобы вроде г-на Дольчева громко славят Мавлянова. Ведь знают кое-что получше вареной редьки.

Секрет европейской популярности Екатерины Семенчук я, наконец, раскрыл. В Лондоне госпожа Семенчук поет на совесть, в Петербурге - как получится. Сарацинская песня, замечательно выпетая ею в Ковент-Гарден, здесь прозвучала, как на репетиции. К сцене со шкатулкой Семенчук уже распелась, однако и в ней певица позволяет себе неаккуратные подходы к верхним нотам, резкость и крикливость. А вот в Ковент-Гарден - поет профессионально. Единственно, что совпадает в лондонской и петербургской версии этой роли - полное отсутствие актерской игры.

По-настоящему хорош был вчера Алексей Марков. Сильный красивый голос и очень грамотное интонирование - чуть-чуть педантично-онегинское, но для верного друга и пламенного патриота оно вполне подходит. Полная противоположность Симоне Пьяццола, который так раздражал в этой партии в Скала.

Татьяна Сержан поет новую для себя партию. Насколько понимаю, она никогда раньше не пела Елизавету Валуа. Местами она была бесподобна - особенно в большой арии последней сцены. Местами суетлива и криклива - как, например, в последовавшем за арией дуэте (и руками размахивала как-то не по-королевски). Можно списать это на нормальное человеческое раздражение, когда поешь дуэт с таким Мавляновым. Но, кажется, тут проявляется общая ошибка певицы в сложной партии Елизаветы - неумение переключать регистры. Например, в первом действии за мощным любовным дуэтом, в котором сочетаются нежность и трагический надрыв (дуэт Сержан спела здорово) сразу идет прощание с графиней д'Аремберг, изгоняемой во Францию. В этой арии певицы обычно меняют интонацию и исполняют ее проникновенно-лирично (так поют и Красимира Стоянова и Кристин Льюис, которых я слушал в этом году). Сержан продолжает петь надрыв (который ей вообще лучше всего удается), но из-за него теряется лирическая красота музыки. Впрочем, певица умеет работать над партиями и, думаю, следующий ее выход в роли Елизаветы будет лучше. А королевское достоинство ей удается исключительно, как и сочетание страстной любви и осознания королевского долга.

О Михаиле Петренко (сорвавшем по ходу спектакля самый мощный аплодисмент - маэстро Гергиев только ему дал похлопать) сказать нечего. Его обычная манера в каждой фразе не попасть хотя бы в одну ноту в этот раз не так бросалась в глаза. По крайней мере, вчера Петренко спектакль не портил. На его фоне выигрышно звучал Михаил Колелишвили (Великий инквизитор) с мощным низким голосом - король басовых партий второго плана.

Оркестр был хорош, за исключением разудалой флейты-пикколо в сарацинской песне и некоторых оркестровых проигрышей. Хор, к которому все больше претензий, прилично пел сцену сожжения еретиков, но женский хор в первом действии звучал из рук вон плохо - и в хоровой сцене придворной игры и на подпеве к сарацинской песне. Что-то в хоре надо подправить, а то ведь так и сойдет на нет знаменитый мариинский бренд.

Не скажу, что "Дон Карлос" вышел выдающимся, но интересным - безусловно. Сержан, наверное, следует попробовать еще раз. И не с Мавляновым - мне кажется, наш Мигран Агаджанян справился бы с этой партией ничуть не хуже. Но поиск компромисса вообще не лучший путь. Предлагаю приглашать на парадные спектакли хороших вердиевских теноров и не скупиться. Оно того стоит.
Tags: Гергиев, Дон Карлос, Екатерина Семенчук, Мариинский театр, Михаил Петренко, Татьяна Сержан, мариинка
Subscribe

  • Серьезный человек (A Serious Man). Реж. Джоэл и Итан Коэны

    Кинотеатр "Аврора" единственный в Петербурге показывает новый фильм братьев Коэнов. Поначалу кажется, что Коэны потихоньку выходят в…

  • Сказки Гофмана

    30 июля Новая сцена Мариинского театра Премьера Почему Валерий Гергиев — музыкальный руководитель постановки — отказался дирижировать первым…

  • Гала-концерт балета: все звезды

    25 июля Мариинский театр Формально этот (и похожий, прошедший накануне — 24 июля) балетный гала был мощной демонстрацией балетных возможностей…

  • Хибла Герзмава в Мариинском театре

    22 июля Новая сцена Концерт знаменитого сопрано, звезды мировой оперы, а теперь и приглашенной солистки Мариинского театра, собрал весь…

  • Творческий вечер Кимина Кима

    18 июля Мариинский театр Фото Александра Гребенникова Фестиваль «Звезды белых ночей» завершился 18 июля во всех трех зданиях…

  • Вечер Стравинского (Байка. Мавра. Поцелуй феи)

    14 июля, второй спектакль премьеры Новая сцена Мариинского театра Идея представить три небольшие вещи Игоря Стравинского за один вечер…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments